Музыка весны... Удивительно передана красота поры обновления жизни в живописи, музыке, поэзии! Каждый художник, композитор, поэт по-своему передаёт разнообразную палитру чувств человека: радость, торжество, восторг, ликование, нежность, мечтательность, а также гармонию красок природы.
Послушай романс «Весенние воды» С. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева. Сравни его с романсом «Островок». Как композитору удалось создать такие контрастные образы: в одном случае передать тишину и покой, в другом — безудержное движение, стремительность юных сил весны?
Сравни настроение романса «Весенние воды» с настроением картин различных художников.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ф. Тютчев
Спой мелодии двух романсов С. Рахманинова: «Островок» и «Весенние воды». В чём интонационное своеобразие каждого из них? Обрати внимание на контраст средств выразительности, на особенности сопровождения.
Какие краски ты выберешь для того, чтобы передать ощущение тишины, покоя, мечтательности, а какие — чтобы нарисовать картины весеннего пробуждения природы?
Известно, что романс «Весенние воды» композитор посвятил своей первой учительнице музыки А. Д. Орнатской. Как ты думаешь, что он хотел сказать этим музыкальным посвящением (приношением)?
В паре составьте музыкально-литературную композицию, используя в ней романсы С. Рахманинова, стихи поэтов, отрывки прозы писателей вашего края. Исполните её перед одноклассниками.
Выполни задания в творческой тетради на разворотах «Звучащие картины» и «Весна, весна! Как воздух чист!»