Учебник для 5 класса

МУЗЫКА

       

Вся Россия просится в песню

Если вдуматься в смысл таких выражений, как «Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша», то становится очевидным, что жизнь русского человека немыслима без песни.

Колыбельной песней убаюкивает мать младенца. Под звуки песнопений совершается в церкви обряд крещения. Незатейливые детские песенки, потешки, считалки, заклички сопровождают маленького человека повсюду — дома и в школе, в развлечениях и в учёбе. Вырастает малыш, и новые песни помогают ему трудиться, защищать Родину, делить с другими людьми радость и горе. Песни-плачи, песни-причитания провожают человека в последний путь...

Каждый жанр народной песни имеет свои неповторимые особенности: характерные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения, — по которым ты отличишь колыбельную песню от трудовой, игровую, хороводную от лирической, протяжной.

  • Найди в Интернете песни народов России. Определи их характерные особенности.
  • Разыграй одну из этих песен с одноклассниками, сочетая пение с выразительными движениями, инсценировкой сюжета, инструментальным сопровождением.
  • Какими важными для нас, современных людей, чертами наделили свои песни неизвестные народные творцы?

Песня — душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, его открытость добру и любви, красота родной природы. Песня — хранительница истории, народных традиций и обрядов.

Нельзя однозначно сказать, что важнее в человеке — ум или сердце, а в песне — слова или мелодия. Именно в сочетании слова и напева, жеста и инструментального сопровождения рождается народная песня. Не случайно в народе бытует такое выражение— «складывать песню».

  • Какие народные хоры и ансамбли своего края ты знаешь?
  • Прочитай на развороте «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» в творческой тетради размышления о русском фольклоре и выполни задания.
  • В раздел «Твоя фонотека» в творческой тетради запиши названия народных песен, которые знаешь ты и которые любят петь твои родные и близкие.
  • Как ты понимаешь слова известного деятеля русской культуры Д. Лихачёва: «Хранить память о других — это оставлять добрую память о себе»?
  • Найди в справочной литературе, Интернете информацию о национальных костюмах, народных музыкальных инструментах и праздниках той местности, в которой ты живёшь. Расскажи об этом своим одноклассникам.
  • Разучи дома с родителями, бабушками и дедушками народные песни твоего края, спой их в классе. Объясни их сходство и различие с теми песнями, которые ты исполнял на уроках.

Жанры народных песен:

лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные

Звучащие картины

  • Всмотрись в картины К. Петрова-Водкина «Полдень» и Б. Кустодиева Голубой домик». О чём они рассказывают зрителю?

  • Музыку каких жанров можно услышать, глядя на эти картины?

  • Сравни композиции этих картин с особенностями полифонической музыки, в которой сочетаются в одновременном звучании несколько мелодий.
  • Вспомни народные песни, танцы, инструментальные наигрыши, которыми можно озвучить эти картины.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru