Былина о Садко — отважном путешественнике-мореплавателе, певце-гусляре, торговом посланце Господина Великого Новгорода —волновала с юности композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844— 1908). Одно из первых значительных произведений композитора — симфоническая картина «Садко». Позже Н. Римский-Корсаков использовал эпизоды этого своего произведения в опере-былине «Садко».
Н.А. Римский-Корсаков
Как во славном Нове-городе
Был Садко, весёлый
молодец,
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гусельки
яровчаты,
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей
посадских.
Из былины «Садко»
Опера открывается вступлением, своего рода былинным зачином. Вступление рисует образ моря, который проходит через всё произведение.
Послушай вступление к опере «Садко» — «Океан-море синее».
Как композитор нарисовал музыкальную картину моря? Какие приёмы развития он использовал? В какой форме написано вступление к опере?
Послушай песни Садко и колыбельную Волховы из оперы «Садко».
Спой их главные мелодии. Что роднит эти образы, что различает? Попытайся на основе музыкальных характеристик Садко и Волховы составить их литературные портреты.
Послушай симфонический эпизод «Появление лебедей и их сказочное превращение» из оперы «Садко». Какими средствами великий музыкальный сказочник Н. Римский-Корсаков нарисовал эту фантастическую сцену?
ария, песня, инструментальные темы
Звучащие картины
Всмотрись в эти картины.
Подбери литературные фрагменты из былины «Садко» к каждой из них.
Какие фрагменты из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова созвучны этим изображениям?
Какие средства художественной выразительности картин и музыки раскрывают характеры главных героев оперы-былины «Садко»?
Найди с помощью Интернета в фольклоре своего края сказки, легенды, песни, в которых воплощаются образы народных музыкан-тов-сказителей, былинных героев. Чем они похожи на Садко?