>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

Гоночные мотоциклы

       

14. Типы гоночных мотоциклов

Гоночным считается мотоцикл, спроектированный специально для скоростных соревнований. Однако, если рассматривать основные виды гонок, то нетрудно установить существенные различия в условиях работы мотоцикла и его механизмов, которые находят свое отражение и в его конструкции.

В связи с этим гоночные мотоциклы делятся на дорожногоночные (для шоссейно-кольцевых и горных гонок, рис. 24—28), трековые и рекордные. Общим для всех этих типов является стремление к возможно большей мощности в пределах формальных ограничений рабочего объема двигателя.

Рис. 24. Дорожногоночныи мотоцикл «Судзуки» класса 50 см3

Наиболее форсированные двигатели ставятся на рекордные мотоциклы для малых дистанций, так как надежность двигателя в длительной работе, как правило, уменьшается при переходе к ультравысокой удельной мощности.

Рис. 25. Дорожногоночныи мотоцикл «Крейдлер» класса 50 см3

Во время шоссейно-кольцевых гонок периоды движения с максимальной постоянной скоростью кратковременны и часто сменяются интенсивным торможением, взятием поворотов и разгоном. Поэтому дорожногоночные мотоциклы должны иметь очень эффективные тормозные устройства и обладать хорошей маневренностью и приемистостью. Можно сказать, что гоночный мотоцикл для дорожных состязаний должен обладать комплексом качеств, аналогичных качествам обычных дорожных мотоциклов. Это обстоятельство представляет большой практический интерес, так как позволяет использовать опыт эксплуатации быстроходных гоночных мотоциклов для обычных транспортных конструкций.

Рис. 26. Дорожногоночныи мотоцикл CZ—ЦКЭБ класса 125 см3; конструкция разработана заводом CZ (ЧССР) совместно с бывш. ЦКЭБ мотоцнклостроения (СССР)

Особенно высокими динамическими качествами обладают дорожногоночные мотоциклы, предназначенные для международных гонок на первенство мира. Их устройство обычно отражает новейшие тенденции развития мотоциклетной техники.

Риc. 27. Дорожиогоиочиый мотоцикл «Ява» класса 250 см

Передовые фирмы вкладывают большие средства в изготовление таких мотоциклов, используя при этом новейшие достижения в области конструирования и производства мотоциклов. Гоночные мотоциклы, предназначенные для участия в международных гонках, обычно изготовляются в небольшом количестве и эксплуатируются самими фирмами.

Рис. 28. Дорожногоночный мотоцикл ИЖ-Ш11 класса 350 см

Не меньший интерес представляют и серийные дорожногоночные мотоциклы, которые изготовляются партиями в несколько десятков или сотен машин и поступают в продажу. Многие из них по быстроходности мало уступают гоночным мотоциклам, участвующим в международных гонках от имени фирмы.

В горных гонках максимальная скорость на высшей передаче совсем не используется, зато двигатель часто работает с высокой частотой вращения на промежуточных передачах. Большое значение имеют поворотливость, эффективность торможения и приемистость.

Трековые гонки требуют от мотоцикла длительной работы на максимальной скорости; разгон имеет второстепенное значение, торможение во время гонки вообще не производится. В связи с этим к конструктивным особенностям трековых мотоциклов относятся улучшенная обтекаемость, упрощенная тормозная система (без переднего тормоза) и регулировка двигателя на режим работы почти исключительно при максимальной мощности.

При достижении рекорда на большие расстояния мотоцикл работает примерно в таких же условиях, как при трековых гонках. При установлении рекордов на короткие расстояния (1 км с хода) мотоцикл движется с максимальной скоростью по прямой линии. Эффективность торможения, быстрый разгон и маневренность в данном случае — второстепенные качества. Рекордные мотоциклы для коротких дистанций (см. рис. 18—21) отличаются обтекаемыми формами и высокой мощностью двигателя; заправочная вместимость бензинового бака невелика и соответствует дистанции. Существенную роль играет способность рекордного мотоцикла удерживать прямое направление при воздействии сильного давления воздуха и порывов ветра, а также сохранять правильное распределение нагрузки на колеса.

Из практики гонок известно, что не исключена возможность успешного использования одной и той же машины в дорожных, трековых и горных гонках. Во многих случаях посредством сравнительно небольших модификаций экипажной части, трансмиссии и изменения регулировки двигателя (передаточных отношений, степени сжатия, размера диффузора и т. п.) мотоцикл может быть приспособлен для различных гонок. В силу этого разделение гоночных мотоциклов по виду состязаний имеет условный характер.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru