>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

Гоночные мотоциклы

       

10. Шоссейно-кольцевые гонки

Каждый вид состязаний на гоночных мотоциклах имеет свои специфические условия и определяет характер работы механизмов мотоцикла. Календарь ФИМ на 1982 г. включает: Чемпионат мира по шоссейным гонкам — 14 этапов, Чемпионат мира в гонках на длинные дистанции — 8 этапов и Чемпионат мира Турист Трофи—3 этапа. Для розыгрыша чемпионатов используют замкнутые кольцевые маршруты, составленные из дорог с ровным и твердым покрытием, позволяющим развивать высокую скорость.

Дорожное кольцо (гоночная трасса) состоит из прямых участков, крутых и плавных поворотов, подъемов и спусков. На дороге такого характера мотоциклы подвергаются всестороннему испытанию. Характеристика кольцевых дорог, используемых для гонок чемпионатов, приведена в табл. 13.

Таблица 13.
Характеристика кольцевых дорог, использованных для гонок чемпионата мира

Дистанция Чемпионата мира по шоссейным гонкам на этапе составляет:

В последние годы стали популярными гонки в классе 750 см3. Согласно требованиям к гонкам допускаются гоночные варианты (рис. 22, 23) серийных спортивных моделей, выпущенных в количестве не менее 200 экземпляров; конструктивные изменения в таких машинах ограничены соответствующим регламентом. Во многих гонках, в том числе и на длинные дистанции, допускаются двигатели до 1000 см3. Продолжительность этапа в Чемпионате мира на длинные дистанции достигает 24 ч. За это время два гонщика, поочередно управляющие мотоциклом, проходят дистанцию в 3500 км.

Рис. 22. Дорожногоночный мотоцикл «Судзуки». Обтекатель снят; трехцилиндровый; 79 кВт; класса 750 см3 (первое место в гонках на кубок ФИМ 1973 г.)

Рис. 23. Дорожногоночныи мотоцикл «Ямаха». Обтекатель снят; четырехцилиндровый; 71 кВт; класса 750 см3

Старт в шоссейно-кольцевых гонках почти всегда дают общий (всем мотоциклам сразу), в гонках Т. Т. — раздельный, пуская участников парами с интервалом в 10 с.

При общем старте мотоциклистов выстраивают на дороге в несколько рядов по 3—4 мотоциклиста в каждом ряду.

Как показал опыт последних десятилетни, организация гонок на сравнительно коротких дорожных кругах имеет ряд преимуществ. Ограниченная длина круга дает возможность вести постоянное наблюдение за дорогой, что обеспечивает безопасность как гонщикам, так и зрителям. Выполнение функций судейского аппарата упрощается, технический контроль гонки не требует многочисленного персонала. Мотоциклисты имеют возможность часто пользоваться услугами своего ремонтно-заправочного депо (бокса). Сокращается период тренировки для изучения круга гонщиками. Во время гонки участники легче определяют свое относительное положение и непрерывно получают соответствующие сигналы от своих помощников, ведущих учет времени. Наконец, гонка может быть использована как спортивное зрелище; интервалы между проходами мотоциклистов сводятся к минимуму и не утомляют зрителей.

Иногда в гонках применяли форму состязания, известную под названием «гандикап» (уравнительный заезд). В гандикапе участвуют мотоциклы различных классов; участники стартуют раздельно, причем сначала выпускают мотоциклы технически более слабых классов. Началом гонки для всех участников считается момент старта первого мотоцикла. При определении последовательности выпуска участников иногда руководствуются не только рабочим объемом, но и другими показателями или конструктивными особенностями двигателя (например, степенью форсирования), а также квалификацией гонщика. Таким образом, Создается возможность уравнять условия соревнования для самых разнообразных типов мотоциклов. Разница в моментах старта вычисляется на основании опыта предыдущих состязаний и потому меняется часто, иногда даже в течение одного дня, если несколько гонок следует одна за другой (последнее касается в основном трековых гонок).

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru