>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

Гоночные мотоциклы

       

8. Трековые гонки

Вскоре после появления в конце прошлого столетия первых достаточно надежных мотоциклов они были использованы в велосипедном спорте вместо многоместных велосипедов для лидирования велосипедных гонщиков на специальных треках с поднятыми виражами. При этом у мотоциклистов-лидеров возникло вполне естественное желание соревноваться между собой и испытать свои мотоциклы без лидируемых велосипедистов, ограничивающих максимальные скорости движения. Таково происхождение трековых мотоциклетных гонок.

Это происхождение отчасти наложило свой отпечаток на конструкции первых трековых мотоциклов. Принятые на них отодвинутое назад седло и длинный руль с отодвинутыми назад рукоятками были обусловлены требованиями, связанными с возможностью использования мотоцикла для лидирования велосипедного гонщика.

Трековые гонки имели особый успех на французских велодромах. Для обеспечения равномерного хода и его удобного регулирования лидерские мотоциклы должны обладать большой мощностью, которая к 1903 г. у двухцилиндровых двигателей уже достигла 12—15 кВт; передача от коленчатого вала двигателя на заднее колесо обычно осуществлялась плоским ремнем.

Наряду с лидерскими мотоциклами в начале девятисотых годов в трековых гонках уже использовали менее мощные типы мотоциклов, близкие по устройству к предназначенным для туристских целей; обычно они имели одноцилиндровые двигатели с рабочим объемом около 250 см3.

Гонки таких мотоциклов на треках в Париже вызывали большой интерес и привлекали к участию многие мотоциклетные фирмы.

Дистанция гонок на велосипедных треках колебалась в пределах от 10 до 100 км.

В 1901 г. французский гонщик А. Сиссак покрыл расстояние в 100 км на одном из велодромов (Parc des Princes) за 1 ч 34 мин 24 с — 63,5 км/ч. В 1903 г. в классе «четверть литра» (250 см3) Миньяр на мотоцикле «Кнап» преодолел ту же дистанцию со средней скоростью 66 км/ч. В 1904 г., когда был введен класс «треть литра» (333 см3), известный гонщик и конструктор мотоциклов А. Анцани («Альсион») затратил на стокилометровый заезд по треку 1 ч 18 мин 37,2 с — 76 км/ч, а в 1905 г. ему удалось довести среднюю скорость в аналогичном заезде до 80 км/ч; однако в этом же году Коллон («Деккерт») достиг средней скорости 82,6 км/ч, а А. Сиссак («Пежо») — 90 км/ч.

С 1905 г. на велодромах практиковались гонки для мотоциклов в «1/2 литра» (500 см3), причем А. Тома на мотоцикле «Альсион» с мотором Бюше покрыл 100 км в 1 ч 10 мин 34,2 с — 86 км/ч; этому же гонщику на мотоцикле «Альсион» в 1905 г. удалось довести рекорд на дистанции 100 км в классе «треть литра» до 91,66 км/ч.

Эти цифры показывают, как быстро увеличивались средние скорости в трековых гонках: в течение 3—4 лет они возросли на 50 %.

Еще более высокие скорости развивали в трековых гонках мотоциклы мощных типов — лидерские и гоночные с двигателями большого рабочего объема.

Наиболее интересными гонками для мотоциклов этой категории были чемпионаты на первенство мира, состоявшиеся в 1903— 1905 гг. в Париже: дистанция трековой гонки составляла 10 км.

Первым чемпионом мира в 1903 г. стал французский гонщик М. Фурнье на мотоцикле с четырехцилиндровым V-образным двигателем 12 кВт; в финальной гонке на 10 км он достиг средней скорости 101,4 км/ч. В 1904 г. звание чемпиона мира получил Мариюс Тэ («Клеман»), в 1905 г. — А. Анцани.

Небольшая длина велосипедных треков — в пределах 500— 666 м — очень скоро начала задерживать возрастание скоростей мотоциклов.

Быстро развивающаяся мотоциклетная техника не могла удовлетвориться испытаниями новых конструкций мотоциклов на велосипедных треках, совершенно не рассчитанных на скорости, доступные мотоциклам. Поэтому дальнейшее развитие трековых гонок было тесно связано с постройкой специальных треков, приспособленных для движения гоночных мотоциклов с высокими скоростями. В основном это требование обеспечивается достаточно большой длиной круга, большими радиусами поворотов и значительным поднятием их внешней кромки. В развитии мотоциклетного спорта особенно существенное значение имели несколько треков, перечисленных ниже.

Бруклендский трек в окрестностях Лондона, построенный в 1907 г.; на плане этот трек имел неправильную овальную форму; длина 4,5 км; ширина трека позволяла давать старт 30 мотоциклам в одном ряду. Трек подвергался эксплуатации до 1939 г. и был ликвидирован во время второй мировой войны.

За 32 года существования Бруклендского трека на нем состоялось очень много мотоциклетных гонок на дистанцию от 10 до 320 км(*) кроме того, его использовали для рекордных заездов на различные дистанции. Наличие этого трека позволило английским мотоциклетным заводам провести огромное количество скоростных испытаний и в значительной степени способствовало тому, что центр мотоциклетного спорта после первой мировой войны переместился из Франции в Англию.

Приведем некоторые данные, характеризующие дальнейшие достижения в трековых гонках.

В первой гонке по Бруклендскому треку в 1908 г. В. Кук (NLG — «Пежо», 7 кВт) показал среднюю скорость 101 км/ч. В тридцатых годах средняя скорость в гонках на Бруклендском треке нередко достигала 175—180 км/ч (класс 500 см3). Максимальной скорости на одном круге — 200 км/ч добился в 1939 г. Н. Поп («Браф Сюпириор», 1000 см3, с нагнетателем).

Берлинский трек (Авус) введен в эксплуатацию в 1921 г. Он состоит из двух прямых параллельных участков автострады, соединенных по концам виражами, относительно небольшого радиуса, требующими снижения скорости. Длина трека сначала была равна 19,6 км, но в гонках после второй мировой войны использовали только часть трека, при котором длина круга составляет 8,3 км.

На треке Авус были зарегистрированы очень высокие средние скорости в гонках на средние дистанции (100—300 км). Например, в классе 500 см3 развитие динамических качеств гоночных мотоциклов характеризуется следующими средними скоростями (км/ч), реализованными на треке Авус:

    В 1933 г. BMW (И. Штельцер)..........................161,2

    » 1935 » «Хускварна» (Р. Суннквист)...............171,3

    » 1937 » BMW (О. Лен).......................................188,0

    » 1956 » «Джилера» (Р. Армстронг) ................ 204,2

Трек Лина-Монлери, недалеко от Парижа, открытый в 1924 г., имеет в плане правильную овальную форму; длина 2,5 км. Этот трек имеет хорошее ровное покрытие, допускает движение с очень высокими скоростями и в течение более 30 лет используется главным образом для рекордных заездов, а не для гонок. Насколько высоки скоростные качества этого трека, можно судить по тому, что в 1953 г. один из рекордных мотоциклов «Нортон» показал среднюю скорость на одном круге — 235 км/ч.

Трек в Монца (вблизи Милана) был открыт в 1927 г. и основательно модернизирован в 1955 г.; его длина 4,25 км, форма — правильный овал. На этом треке был установлен часовой рекорд со средней скоростью 227 км/ч.

Лучший трек США расположен в Дайтоне; его длина 4 км; средняя скорость в рекордном часовом заезде составляла 242 км/ч(**).

По идее трековых гонок мотоциклы должны иметь возможность проходить всю дистанцию с почти постоянной максимальной скоростью (полным газом). Однако необходимо заметить, что после ликвидации Бруклеидского трека таких трековых гонок в чистом виде не сохранилось, так как существующие в настоящее время овальные треки большой длины (Монлери и Монца) используются только для рекордных заездов, а трек Авус не является типичным вследствие виражей малого радиуса.

В то же время теперь существуют дорожные кольцевые маршруты, которые, не имея крутых поворотов, допускают получение средних скоростей порядка 180—210 км/ч и по характеру испытания мотоциклов обеспечивают почти такие же условия, как в трековых гонках.


(*) Иногда дистанция достигала 800 км; В 1921 г. на такой дистанции лучший результат среди 64 машин—113 км/ч показал мотоцикл «Индиан», 1000 см3 (Г. Ле Вакк).

(**) Дж. Ромеро на мотоцикле «Ямаха» класса 750 см3 (1974 г.).

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru