Учебное пособие

Гоночные мотоциклы

       

4. Классификации по массе мотоцикла

Уже в конце 90-х годов существовало стремление разработать классификацию по единому техническому принципу, которое привело к следующему этапу развития классификации, а именно: классификация по массе мотоциклов, получившей широкое распространение в 900-х годах. Здесь мы впервые встречаемся с классификацией, основанной на ограничении одного из технических параметров машины. Идея этой классификации состояла в том, чтобы из заданного количества материала построить наиболее быстроходный мотоцикл. Таким образом, ограничение массы должно было способствовать рациональному использованию предоставленного конструктору материала и поощрять применение легких сплавов. В этом смысле данная классификация была полезна.

Уже в гонке Париж—Амстердам 1898 г. мотоциклы были разделены на два класса: массой до 100 кг и массой от 100 до 200 кг. Кроме того, в каждом классе предусматривались две группы — одноместные и двухместные мотоциклы. С 1902 г. очень часто применяли разделение мотоциклов на два класса: мотоциклы (Motocycles) массой от 50 до 250 кг и мотоциклеты (Motocyclettes)(*) массой до 50 кг.

Иногда в классификацию по массе мотоциклетов вводили еще два дополнительных класса: до 30 и 40 кг.

Рис. 2. Рекордный мотоцикл «Пежо». Масса 50 кг; двигатель 2x92x112; 1500 см3; максимальная скорость 123 км/ч (1904 г.)

Несколько странные и нерациональные с современной точки зрения пределы массы объясняются техническими тенденциями той эпохи. Большая масса мотоциклов по существу отражала массу трехколесных машин, в то время как малая масса мотоциклетов всецело относилась к двухколесным машинам.

В представлении первого поколения мотоциклетных конструкторов мотоциклет был прежде всего моторизованным велосипедом, т. е. велосипедом более или менее обычной конструкции с установленным на нем вспомогательным двигателем; развитие его конструкции в ранней стадии было подчинено идее сохранения основного качества велосипеда — малой массы и возможности использования педального привода. Последний при малой мощности двигателей играл в повседневной практике эксплуатации мотоциклов более ответственную роль, чем того хотели пионеры мотоциклетного дела.

Классификация по массе применялась в течение ряда лет преимущественно в шоссейных гонках.

Наряду с полезным эффектом классификации по массе очень быстро выявились ее отрицательные стороны. В погоне за высокими динамическими качествами начали облегчать ходовые части, рамы и подобные детали, доводя их до минимальных запасов прочности с тем, чтобы большую часть материала использовать для установки более мощного двигателя. На легких мотоциклах массой 50 кг (рис. 2) устанавливали двигатели с рабочим объемом до 1500 см3. Такая диспропорция между двигателем и остальными деталями приводила к тому, что мотоциклы гоночного типа были ненадежными и недостаточно износоустойчивыми, т. е. некоторые основные эксплуатационные качества машины были явно принесены в жертву повышению динамики.


(*) Слово «мотоциклет» на французском языке является уменьшительным от слова «мотоцикл» и поэтому было использовано для обозначения конструкции малой массы. В нашей литературе существует терминологическая непоследовательность, так как мы всегда пользуемся прилагательным «мотоциклетный», но машину всегда называем мотоцикл, а не мотоциклет.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru