>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

Гоночные мотоциклы

       

32. Мотоциклы с коляской

Кроме разделения на классы по рабочему объему двигателя по правилам ФИМ категория трехколесных машин делится на три группы: В1 — одноколейные мотоциклы с прицепной коляской; В2 — одноколейные мотоциклы, имеющие вместе с коляской общую неразъемную раму, и ВЗ — прочие трехколесиые машины. Последняя группа, по сути дела, относится к трехколесным трехколейным автомобилям, которые часто строятся с двумя ведущими колесами и поэтому обладают более высокими динамическими качествами, чем мотоциклы с коляской.

Прицепная коляска передает на раму мотоцикла значительную дополнительную нагрузку, в особенности в условиях гонок. Поэтому на гоночных мотоциклах, эксплуатируемых с прицепной коляской, часто используют усиленные рамы. Если изготовить для мотоцикла и коляски общую неразъемную раму, то можно получить еще более прочную и жесткую конструкцию; при этом создается трехколесная машина нового типа, а понятие о прицепной коляске отпадает.

Коляска для шоссейных гонок обычно представляет собой платформу с небольшим козырьком спереди и колесом, заключенным в щиток более или менее обтекаемой формы. Для пассажира предусматриваются поручни или скобы, за которые он держится, свешиваясь на поворотах в ту или другую сторону, чтобы мотоцикл мог двигаться по дуге с большей скоростью, не опрокидываясь.

В связи с тем, что мотоцикл с коляской движется на поворотах без наклона, его можно сконструировать более низким, что способствует повышению его устойчивости и снижению лобовой площади.

Многие конструкторы предпочли отказаться от традиционной посадки гонщика, благодаря чему в последние годы из гоночного мотоцикла с коляской выработался специальный тин трехколесной машины, отличающийся исключительно низким расположением центра тяжести. У таких машин сиденье гонщика расположено очень низко перед задним колесом; гонщик опирается голенями ног на подножки в виде горизонтальных желобков. Снижение центра тяжести достигается, кроме того, применением колес уменьшенного диаметра, которые иногда заимствуются от гоночных автомобилей. Колеса отлиты из легкого сплава; в них устанавливаются дисковые тормоза с гидроприводом. Топливный бак крепят на платформе коляски. Поэтому для подачи бензина в карбюратор используют подкачивающие насосы, обычно имеющие механический привод.

Требования ФИМ, которым должна отвечать конструкция мотоцикла с коляской, показаны на рис. 141. В гонках чемпионата мира участвуют исключительно машины такого типа. Некоторые из них имеют рамы типа монокок из листового материала. Их детали соединяются сваркой и образуют единую, очень жесткую конструкцию. По существу эти машины представляют собой трехколесные автомобили, заменившие мотоцикл с коляской.

Рис. 141. Требования ФИМ к конструкции гоночного мотоцикла с коляской

На рис. 142 показан такой мотоцикл с коляской. На нем установлен двухтактный четырехцнлиндровый двигатель, 500 см3 (66 кВт) с водяным охлаждением. Радиатор расположен в носовой части коляски. Переднее колесо подвешено на поперечных рычагах, как у автомобиля.

Рис. 142. Дорожногоночныи мотоцикл с коляской класса 500 см3

Ограничения конструкции обтекателей менее строги, чем для мотоциклов без коляски. В частности, переднее и заднее колеса могут быть полностью заключены в обтекатель.

К установлению рекордов в классе трехколесных машин прежде допускались мотоциклы с третьим опорным колесом без всякого кузова коляски. Колесо в обтекаемом щитке соединялось с рамой мотоцикла посредством нескольких легких растяжек, составляющих достаточно жесткую ферму. В обтекателе опорного колеса или под мотоциклом закрепляли свинцовый балласт предписанной правилами массы (60 кг).

В последнее время техническая регламентация ФИМ требует, чтобы мотоциклы с колясками, участвующие в рекордных заездах, имели кузов, загруженный балластом.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru