>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

Гоночные мотоциклы

       

3. Цель классифинации rоночных мотоциклов

Одной из самых главных организационных проблем мотоциклетного спорта является разработка рациональной классификации мотоциклов.

Развитие конструкций мотоциклов гоночного или спортивного типа может считаться обоснованным только в том случае, если оно способствует техническому прогрессу в области производства мотоциклов обычного транспортного назначения. Необходимая взаимная связь между направлениями усовершенствования гоночных мотоциклов и развитием серийного мотоциклетостроения может быть установлена в известных пределах при помощи рациональной спортивной классификации мотоциклов, определяющей в конечном счете основные технические параметры машины.

Классификационные принципы составляют ту основу, на которой ведется проектирование мотоциклов гоночного типа.

Как показала история мотоциклетного спорта, методика спортивной классификации мотоциклов оказывает глубокое влияние на развитие их конструкций и основных эксплуатационных параметров.

Метод классификации может привести к тому, что некоторые качества мотоциклов развиваются весьма интенсивно, но в ущерб другим качествам, имеющим не менее важное принципиальное значение. Большая часть применявшихся способов классификации в значительной степени страдала именно этим недостатком.

До 1900 г. применяли весьма простой технический регламент, распределяя мотоциклы по классам в зависимости от числа их пассажирских мест и от некоторых конструктивных особенностей. По классификации Автомобильного клуба Франции (АКФ) 1899 г. предусматривалось три класса мотоциклов: многоместные мотоциклы, одноместные мотоциклы и мотоциклы без цепной передачи. Эта классификация в известной мере отражала типы существовавших тогда мотоциклов, поскольку к первым двум классам относились популярные в те времена трициклы (рис. 1), часто строившиеся двухместными и имевшие, как правило, шестеренную или цепную передачу, а третий класс охватывал двухколесные мотоциклы, в подавляющем большинстве имевшие ременную передачу.

Рис. 1. Трицикл фирмы «Роше» с двигателем «Де Дион Бутон» (1899 г.)

Согласно правилам АКФ 1898 г. к мотоциклам относили все самодвижущиеся экипажи массой не более 200 кг. Вследствие этого в класс мотоциклов записывали помимо трициклов четырехколесные машины (квадрициклы), приближавшиеся по типу конструкции к легким автомобилям.

Таким образом, на заре развития мотоциклетного спорта (1895—1900 гг.) даже не было установившегося представления о мотоцикле, как о машине одноколейной и преимущественно одноместной.

Технические данные распространенных типов мотоциклов — масса, мощность и рабочий объем двигателя — совершенно не учитывались.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru