>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

Гоночные мотоциклы

       

2. Влияние мотоциклетного спорта на качество серийных мотоциклов

Целеустремленная работа конструкторов гоночных мотоциклов в конечном итоге позволяет повысить.эксплуатационные качества различных типов серийных мотоциклов; необходимой предпосылкой для этого является оперативный контакт между экспериментально-исследовательской базой завода и производством. Таким образом, опыт эксплуатации гоночных мотоциклов приносит пользу широким кругам мотоциклистов. Одним из наиболее характерных и полезных качеств мотоциклетного спорта следует считать возможность быстрого перенесения технического опыта, накопленного в процессе соревнований, в область практического использования мотоцикла как средства транспорта. В самом деле, теперь тысячи рядовых мотоциклистов могут развивать на своих машинах средние и максимальные скорости, которые 50 лет назад были доступны только рекордсменам и чемпионам. Может быть эта особенность является наиболее полезным качеством мотоциклетного спорта с общественной точки зрения.

Впрочем, нельзя утверждать, что влияние на технический прогресс — единственное оправдание для организации мотоциклетных гонок. Каждая хорошо организованная гонка, в которой участвуют технически подготовленные конкуренты, всегда имеет большое агитационное значение, представляя собой увлекательное зрелище. Международные мотоциклетные гонки собирают десятки, а иногда и сотни тысяч зрителей. Выставляя на гонки свои мотоциклы, завод подвергает себя своего рода публичному экзамену, старается создать себе хорошую репутацию, демонстрируя свои технические достижения. Многим зарубежным заводам хорошо известен рекламный эффект спортивных достижений и его влияние на коммерческие успехи фирмы.

Значительную роль играют мотоциклетные гонки в качестве средства технической пропаганды, необходимой для популяризации и распространения специальных знаний среди населения.

Наряду с профессионально-техническим мотоциклетным спортом существует любительский спорт, преследующий совершенно иные цели. Во всех странах, где культивируют мотоциклетный спорт, имеется большое количество местных клубов, объединяющих десятки тысяч любителей мотоциклетного спорта. Поэтому отличительной чертой любительского спорта является массовость, Мотоциклетные гонки, организуемые местными клубами, привлекают много участников, но не служат ареной испытания высококачественных новых конструкций, так как мотоциклы подготовлены в кустарных условиях силами и средствами отдельных лиц. Зато любительский спорт имеет большое прикладное значение, подготовляя кадры квалифицированных мотоциклистов. Достижение успеха в мотоциклетных состязаниях возможно только на основе изучения техники. Мотоцикл представляет собой сложный механизм, теория которого базируется на самых разнообразных разделах физики, химии и технологии. Следовательно, мотоциклисты, желающие добиться хороших результатов ог своих машин, должны расширять свой технический кругозор. Таким образом, ценность любительского мотоциклетного спорта состоит в его положительном влиянии на распространение основ технических знаний.

Кадры мотоциклистов-любителей представляют собой мощный резерв, который в случае необходимости может быть использован для обслуживания разнообразных машин, приводимых в действие двигателями внутреннего сгорания.

Мотоциклисты-любители обычно используют для гонок не гоночные, а спортивные мотоциклы. Спортивный мотоцикл — это промежуточный тип машины между гоночным и стандартным мотоциклами. Спортивный мотоцикл в известной мере объединяет в себе качества гоночных и стандартных мотоциклов, а потому он может быть использован как для повседневной езды, так и в гонках местного значения.

Усовершенствования гоночных мотоциклов сначала применяются на спортивных мотоциклах, а затем и на дорожных. Такой порядок реализации спортивно-технического опыта позволяет многократно проверить все новые элементы конструкции перед их внедрением в серийное производство. Поскольку спортивные мотоциклы во многих странах выпускаются тысячами и в различных конструктивных исполнениях, вышеупомянутая последовательность реализации технического опыта мотоциклетных гонок служит надежным средством выбора наиболее работоспособных конструкций мотоциклов и их деталей.

Таким образом, ясно различие в назначении профессионально-технического и любительского мотоциклетного спорта. Обе разновидности должны существовать на равных началах, так как каждая из них выполняет общественно полезные функции.

Итак, практическое значение мотоциклетного спорта заключается в его влиянии на технический прогресс мотоциклостроения и подготовку квалифицированных спортивных кадров.

В отличие от различных атлетических видов спорта, основанных главным образом на физических данных человека, мотоциклетный спорт базируется на достижениях современной технической культуры. Если не считать отдельных видов соревнований, то в мотоциклетном спорте физическая сила человека играет второстепенную роль.

В то же время скоростные соревнования развивают у гонщика такие качества, как смелость, хладнокровие, чувство меры, быструю реакцию, способность выдерживать длительное нервное напряжение и полностью концентрировать внимание на управлении мотоциклом(*).

В настоящее время существует много разновидностей мотоциклетного спорта — шоссейные и трековые гонки, кроссы, пробеги для испытания на регулярность хода и надежность, рекордные заезды, гонки по гаревым дорожкам и др. Ценность этих соревнований далеко не одинакова. Для развития мотоциклетной техники наибольшую пользу приносят гонки, в которых достигаются высокие средние скорости (шоссейно-кольцевые гонки, трековые гонки, рекордные заезды), и пробеги на большие расстояния, позволяющие испытывать мотоциклы дорожного типа на регулярность хода и надежность. Некоторые виды соревнований, как, например, гонки по малым гаревым трекам (длиной 400 м) служат в качестве развлечения.

Через всю историю мотоциклетного спорта красной нитью проходит стремление мотоциклетных заводов и отдельных гонщиков к достижению высоких скоростей; эта тенденция наиболее ярко выражена в развитии шоссейных гонок, трековых гонок и рекордных заездов, сопровождавшихся систематическим возрастанием средних скоростей.

Шоссейно-кольцевые гонки помогли обеспечить хорошие приемистость, устойчивость и маневренность современных мотоциклов и повысить эффективность их тормозных систем; рекордные заезды и трековые гонки способствовали получению высоких динамических качеств мотоциклетных двигателей.

Необходимой предпосылкой для успешного развития мотоциклетного спорта всегда являлось наличие компетентных органов, регламентирующих проведение скоростных соревнований. Правила проведения таких соревнований содержат различные технические условия, от которых зависят качества мотоциклов и направление развития их конструкций.

В 1904 г. была основана Интернациональная федерация мотоциклетных клубов (Federation Internationale des Clubs Motocycliste — FICM, реорганизованная в 1949 г. в Международную федерацию мотоциклистов ФИМ (Federation Internationale Моtocycliste — FIM). Эта международная организация, находящаяся в Швейцарии, в настоящее время объединяет представителей национальных мотофедераций, союзов и клубов из 47 стран пяти континентов.

Одна из основных задач как международной, так и национальных организаций, регламентирующих мотоциклетные соревнования, состоит в том, чтобы разрабатывать правила гонок, соответствующие требованиям промышленности и стимулирующие прогресс мотоциклетной техники. Местным мотоциклетным клубам обычно предоставляли некоторую свободу в отношении регламентации соревнований с тем, чтобы они могли их использовать для вовлечения в спортивную работу большого количества мотоцикл истов-любителей. С этой целью стремились исключить из соревнований местных мотоциклетных клубов все элементы профессионализма, несовместимые о развитием массового мотоциклетного спорта.


(*) Девиз Международной федерации мотоциклистов —«Pro virtule et scientia» («За смелость и науку»).

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru