>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

Гоночные мотоциклы

   

1. Зарождение мотоциклетного спорта

Появление мотоцикла — наиболее дешевого из механических видов транспорта — относится к концу прошлого столетия.

Для выявления сравнительных достоинств различных конструкций мотоциклов во многих странах, в первую очередь во Франции, были организованы всевозможные гонки и пробеги, которые должны были определить скорость, экономичность, надежность и другие эксплуатационные качества нового средства транспорта.

Предприятия, начавшие выпуск мотоциклов, использовали результаты гонок для рекламы своей продукции и поэтому вступали в ожесточенную борьбу между собой на спортивной арене. Так возник мотоциклетный спорт.

Сначала (1885—1910 гг.) конструкции мотоциклов имели много недостатков; это препятствовало использованию мотоциклов в качестве средства транспорта и в основном они служили для развлечения и спортивных соревнований.

В настоящее время -мотоциклы получили широкое распространение на всем земном шаре и представляют собой надежный вид транспорта, пригодный для повседневной деловой эксплуатации. Необходимые технические качества мотоцикл приобрел в результате последовательной систематической работы по его усовершенствованию, продолжавшейся почти 100 лет.

Параллельно с усовершенствованием мотоцикла непрерывно развивался и мотоциклетный спорт, особенно распространенный в странах с развитой промышленностью. Тем не менее целесообразность дальнейшего развития мотоциклетного спорта и, в частности, скоростных соревнований иногда пытались поставить под сомнение; эту проблему неоднократно обсуждали на страницах специальных технических журналов в течение всего существования мотоциклетного спорта.

История развития мотоциклетной техники дает вполне положительный ответ на вопрос о значении мотоциклетного спорта.

Уже в первые годы существования мотоциклов остро ощущалась необходимость в полноценных методах испытания как конструкций мотоциклов в целом, так и их деталей. В этот период единственным источником для получения необходимых сведений были спортивные соревнования. Они позволили собрать достаточно обширные материалы, характеризующие эксплуатационные качества мотоцикла как нового транспортного средства. Созданные позднее лабораторные методы испытаний мотоциклов не лишили мотоциклетный спорт его технического значения. Поэтому мотоциклетные гонки сохранились до настоящего времени. Их ценная особенность состоит в том, что, требуя работы механизмов мотоцикла с большими нагрузками, они дают возможность в кратчайшие сроки обнаружить недостатки конструкции. Во многих случаях с точки зрения выявления дефектов работа мотоцикла во время гонки е течение нескольких часов, по существу, равноценна нескольким годам обычной эксплуатации.

Технические результаты мотоциклетных гонок позволили внести в конструкцию серийных мотоциклов ряд различных усовершенствований. Например, ножное переключение передач, рессорные рамы, телескопические вилки, рулевые амортизаторы и многие другие конструктивные элементы сначала применялись на гоночных мотоциклах, а впоследствии нашли применение в массовом производстве.

Гоночные мотоциклы всегда служили для проверки новых, прогрессивных идей конструкторов; эти мотоциклы во многих элементах опережали и предопределяли развитие дорожного мотоцикла. В силу этого современный дорожный мотоцикл по ряду параметров, таких как степень сжатия, частота вращения, литровая мощность, аналогичен гоночному мотоциклу периода 1945—1950 гг.

Усовершенствования, заимствуемые из опыта эксплуатации гоночных конструкций, обычно в первую очередь отражаются на динамике мотоцикла, увеличивают его быстроходность и приемистость. Таким образом, с точки зрения мотоциклиста 40-х годов современные серийные мотоциклы обладают качествами гоночной машины, т. е. подтверждается мысль о том, что гоночный мотоцикл всегда является в известной мере прототипом стандартного мотоцикла будущего периода времени.

Интересно отметить, что быстрый рост эксплуатационных качеств мотоциклов заставляет каждое поколение мотоциклистов воспринимать вышеприведенную идею с известным сопротивлением.

Проблема безрельсового транспорта не решается одним усовершенствованием механизмов мотоцикла или автомобиля; для успешной эксплуатации быстроходного транспорта необходимо располагать сетью специальных дорог.

В связи с этим во всех странах с развитым безрельсовым транспортом ведется строительство специальных автомобильных дорог — автострад. Автострады отличаются от обычных дорог отсутствием перекрестков, крутых подъемов, спусков и встречного движения, т. е. препятствий, снижающих скорость движения мотоцикла. В силу этих особенностей на автострадах можно безопасно развивать скорозть до 150 км/ч. Новые типы дорог, допускающих высокие скорости движения, дают основание предъявлять к мотоциклам повышенные требования в отношении их быстроходности, а также надежности и долговечности в условиях работы на высоких скоростях. Естественно, что при разработке конструкций мотоциклов, соответствующих этим требованиям, целесообразно использовать опыт эксплуатации гоночных мотоциклов.

Высокие спортивно-технические результаты могут быть достигнуты на основе органической связи мотоциклетного спорта с промышленностью. Только благодаря этой связи проявилось полезное влияние мотоциклетных гонок на развитие конструкции мотоцикла. Подавляющее большинство мотоциклов, имевших успех в основных международных гонках, было спроектировано, изготовлено и подготовлено заводами с солидной технической базой и большим опытом. Изготовление высококачественных гоночных мотоциклов, связанное с большой затратой материальных средств, возможно только при наличии хорошо оборудованных производственных цехов, лабораторий, испытательных станций и опытного инженерно-технического персонала.

Проектирование гоночного мотоцикла должно вестись в расчете на перекрытие результатов всех конкурентов и, следовательно, является весьма ответственной задачей. При ее разрешении конструктор должен учитывать все достижения иа данном этапе развития техники. Вышеуказанные факторы ограничивают количество лиц, способных принимать активное участие в гонках, узким кругом специалистов и придают спорту ярко выраженный профессиональный характер; это в первую очередь относится к международным гонкам, так называемым Большим призам, из которых составляется чемпионат мира. В зарубежном мотоциклетном спорте с давних пор существовал неписаный закон, заключавшийся в том, что в международных гонках первые места могли занимать только гонщики мотоциклетных фирм. Это правило долго подтверждалось, прнчем имелось много примеров того, как даже гонщики высокой квалификации, потерявшие непосредственную связь с заводами, переставали занимать призовые места.

Однако в последние годы вследствие применения более простых двухтактных двигателей выпуск серийных гоночных мотоциклов увеличился, а по конструкции они теперь гораздо меньше отличаются от машин фирменных гонщиков. Это позволило гонщикам-непрофессноналам в ряде случаев добиться больших успехов в гонках чемпионата мира. В то же время в международных гонках ежегодно продолжает участвовать значительное число любителей, знающих, что они практически лишены шансов на занятие призовых мест.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru