Анализ аварийности мирового судоходства показывает, что почти 80% аварийных случаев связаны с «человеческим фактором», т. е. с ошибками, нарушениями норм и правил со стороны лиц судового экипажа.
Международная морская организация (IMO) 04 ноября 1993 года приняла Резолюцию А.741(18) «Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)» с включением в международный кодекс СОЛАС - 74 главы IX «Управление безопасной эксплуатацией судов».
Кодекс учреждает свод международных стандартов (правил и норм), целью которых является обеспечение безопасности на море, предотвращение несчастных случаев, избежание причинения ущерба окружающей среде и имуществу.
В соответствии с Кодексом каждая судоходная компания должна разработать и ввести в действие систему управления безопасностью (СУБ).
Задача СУБ - так построить процедуры управления судном, чтобы максимально снизить вероятность появления ошибок, устранить влияние «человеческого фактора».
Система управления безопасностью - это структурированная и документированная система, позволяющая персоналу компании и членам экипажей судов эффективно проводить политику в области безопасности мореплавания и защиты окружающей среды через:
ПРОЦЕДУРЫ
кто и что делает;
ИНСТРУКЦИИ
что и как делать;
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
кто это делает;
ПОЛНОМОЧИЯ
кто регулирует.
СУБ компании определяется ее политикой. Политика компании - это документ, определяющий цели и задачи компании, а также методы и средства достижения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды:
БЕЗОПАСНОСТЬ
КАЧЕСТВО
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
Политику компании должны знать и разделять все должностные лица компании, причастные к управлению безопасностью, капитаны и экипажи судов.
Основным документом СУБ компании является Руководство по управлению безопасностью (Safety Management Manual), которое описывает:
цели, принципы, механизмы действия и структуру системы;
назначение , задачи и взаимодействие структурных подразделений;
обязанности, полномочия и ответственность персонала;
состав документов, регламентирующих деятельность системы, их исполнение и ведение.
Ответственность, полномочия и взаимодействия всего персонала судов и береговых подразделений должны быть четко определены и доведены до каждого.
По каждому направлению политики компании создаются конкретные Руководства, которые впоследствии корректируются в процессе анализа, оценки, пересмотра Политики. Каждое Руководство должно содержать ясные инструкции.
Для критических и аварийных операций должны быть разработаны специальные процедуры, инструкции, требования к персоналу, планы оперативных мер. Документальное обеспечение готовности судового экипажа к аварийным ситуациям указывается в:
Руководстве по действиям в аварийных ситуациях на судне (Emergency Procedures Manual);
расписании по тревогам;
судовой аварийной папке;
судовом плане оперативных чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря (Shipboard Oil Pollution Emergency Plan - SOPEP);
аварийных контрольных листах рекомендуемых действий (Emergency Check Lists).
Система планов действий в чрезвычайных ситуациях должна содержать указания для судового персонала в случаях: судно на ходу; ошвартовано к причалу; стоит на якоре; ведение грузовых операций.