>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 5 класса МАТЕМАТИКА39. МикрокалькуляторДля удобства и быстрого выполнения вычислений в настоящее время используют микрокалькуляторы (рис. 156). С их помощью можно выполнять арифметические действия — сложение, вычитание, умножение и деление. Чтобы микрокалькулятор работал, надо перевести переключатель питания в положение «ВКЛ». При этом активизируется индикатор (говорят также «экран», «табло»). Ниже индикатора расположена клавиатура, на которой есть клавиши с изображением цифр и клавиши с обозначением действий.
Рис. 156 Если нажать клавишу с цифрой 6, то эта цифра высветится на индикаторе. Чтобы ввести в микрокалькулятор натуральное число, надо нажимать клавиши с цифрами этого числа по порядку, начиная со старших разрядов. Например, чтобы ввести число 8403, надо по порядку нажимать клавиши с цифрами 8, 4, 0, 3. Тогда на индикаторе высветится число 8403. Чтобы ввести десятичную дробь, надо сначала ввести целую часть этой дроби, потом нажать клавишу с точкой (она заменяет запятую) и, наконец, ввести дробную часть, начиная с разряда десятых. Например, чтобы ввести число 78,309, надо по порядку нажать клавиши с цифрами 7, 8, потом клавишу с точкой, а затем клавиши с цифрами 3, 0, 9. На индикаторе получим 78.309. Чтобы сбросить число с индикатора, нажимают клавишу с буквой С (сброс). Чтобы сложить, например, числа 941,3 и 714,9, надо выполнить следующую программу действий:
На индикаторе высветится ответ 1656.2. Эту программу коротко записывают так: 941,3 [+] 714,9 [=]. Вычитание из числа 941,3 числа 714,9 делается почти так же, только в команде 2 надо нажать не клавишу [+], а клавишу [-]. После выполнения программы получаем ответ 226.4. Чтобы найти произведение чисел 941,3 и 714,9, надо в команде 2 нажать клавишу [x], а для нахождения частного 941,3 : 714,9 в той же команде надо нажать клавишу [÷|. Если результат вычисления содержит больше цифр, чем помещается на индикаторе, то высвечиваются лишь старшие разряды, а остальные цифры ответа пропадают, округление не производится. Замечание. Вместо клавиши [=] на последнем шаге программы можно нажимать любую из клавиш [+], [-], [x], [÷]. На индикаторе высвечивается тот же ответ, а микрокалькулятор настраивается на выполнение соответствующей операции над числом, высвеченным на экране. Пример 1. Выполним действия: (30,78 + 25,38) • 54,21. Решение. Выполняем программу: 30,78 [+] 25,38 [х] 54,21 [=]. На индикаторе высвечивается ответ 3044.4336. Вопросы для самопроверки
Выполните упражнения1536. Прочитайте показание на индикаторе (рис. 157):
Рис. 157 1537. Введите в микрокалькулятор числа: 20 000; 45 897; 3,9045; 0,000761. После введения каждого числа не забывайте сбрасывать предыдущее число. 1538. Выполните с помощью микрокалькулятора действия:
1539. Выполните письменно, а потом проверьте ответ с помощью микрокалькулятора:
1540. С помощью микрокалькулятора найдите значение выражения:
1541. Вычислите устно:
1542. Выполните деление:
1543. Найдите:
1544. Каким одним действием можно:
Приведите примеры. 1545. На первом участке пути автомобиль двигался 3 ч со скоростью 40 км/ч, а на втором — 1 ч со скоростью 60 км/ч. Какова средняя скорость автомобиля на всём пути? 1546. Составьте задачу по числовому выражению:
1547. Найдите четвёртое число в последовательности:
1548. Найдите среднее арифметическое чисел:
1549. Теплоход прошёл 70 км по реке за 2 ч и 90 км по озеру за 3 ч. С какой средней скоростью прошёл теплоход весь путь? 1550. Овощевод-опытник снял с одного куста помидоров 12 плодов по 250 г, 10 плодов по 330 г и 8 плодов по 210 г. Найдите среднюю массу одного помидора. 1551. Среднее арифметическое четырёх чисел 6,7. Первое равно 2, второе в 1,2 раза больше первого, а третье меньше четвёртого в 1,5 раза. Найдите третье и четвёртое числа.
1552. Пассажирский поезд прошёл путь от одной станции до другой со средней скоростью 67 км/ч. Вначале он шёл 4 ч со скоростью 59,5 км/ч, а затем увеличил скорость и прибыл на вторую станцию через 3 ч. Найдите скорость поезда на втором участке пути. 1553. Серёжа стал на велосипеде догонять Наташу, идущую пешком, когда между ними было 600 м, и догнал её через 4 мин. Найдите скорость, с которой шла Наташа, если её скорость в 4 раза меньше скорости Серёжи. 1554. С двух грядок, общая площадь которых 40,5 м2, получили 137,7 кг моркови. Сколько килограммов моркови собрали с каждой грядки, если площадь одной из них на 4,5 м2 меньше, чем площадь другой, а урожайность одинакова? 1555. Запишите в виде равенства предложение:
1556. С помощью микрокалькулятора вычислите значение выражения:
1557. Найдите с помощью микрокалькулятора объём прямоугольного параллелепипеда по формуле V = abc, если а = 2,81 дм; b = 1,76 дм; с = 4,9 дм; ответ округлите до сотых. 1558. Два поезда одновременно вышли навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 495 км. Через 3 ч они встретились. Какова скорость каждого поезда, если известно, что скорость одного из них на 5 км/ч больше скорости другого? 1559. Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу из двух посёлков, расстояние между которыми 76 км. Через 2 ч они встретились. Какова скорость каждого велосипедиста, если известно, что скорость одного из них в 1,5 раза больше скорости другого? 1560. Выполните действия и проверьте ответ с помощью микрокалькулятора: ((4 : 0,128 + 14 628,25) : 1,011 • 0,00008 + 6,84) : 12,5.
|