>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 5 класса МАТЕМАТИКА29. Сложение и вычитание смешанных чиселСложение и вычитание смешанных чисел выполняется на основе свойств этих действий. Задача 1. На столе лежали
Рис. 134
Решение. Чтобы решить задачу, надо сложить числа Так как
то
Пишут короче:
Значит, на столе будут лежать Задача 2. На тарелке лежали
Рис. 135 Решение. Чтобы решить задачу, надо из
Пишут короче:
Иногда при сложении смешанных чисел в их дробной части получается неправильная дробь. В этом случае из неё выделяют целую часть и добавляют её к уже имеющейся целой части. Например:
Если при вычитании смешанных чисел дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, поступают так:
Обычно пишут короче:
Таким же образом поступают и при вычитании дроби из натурального числа, и при вычитании смешанного числа из натурального числа. Например:
Вопросы для самопроверки
Выполните упражнения1115. В одной коробке 1116. Чему равна длина белой ленты, если длина красной ленты 1117. Выполните действия:
1118. Найдите значение выражения:
1119. На базу привезли яблоки на двух грузовиках. На первом было 1120. Два шахматиста сыграли две партии: первая партия продолжалась 1121. Вычислите устно:
1122. Восстановите цепочку вычислений:
1123. Каковы координаты точек, отмеченных на рисунке 136? Чему равно расстояние (в единичных отрезках) между точками: О и Е, О и К, О и С, D и С, А и Е, М и E? Сравните координаты точек С и D, С и Е, М и К, N и А, А и В.
Рис. 136 1124. Между какими натуральными числами на координатном луче расположены смешанные числа:
1125. При каких значениях а частное 12 : а будет:
Ответьте на те же вопросы для частного а : 6. 1126. Составьте задачу по уравнению:
1127. По рисунку 137 составьте уравнение и решите его.
Рис. 137 1128. В старинных книгах можно встретить такие названия дробей: Подумайте, почему смешанные числа называли: Сохранился ли такой способ чтения в наше время? 1129. Из дробей
выделите целую часть, а смешанные числа
запишите в виде неправильных дробей. 1130. Выполните действия:
1131. Лесник прошёл 3 км и 4 ч ехал на лошади. С какой скоростью он ехал на лошади, если весь путь равен 34 км? 1132. Пошёл дождь. Под водосточную трубу поставили пустую бочку. В неё вливалось каждую минуту 8 л воды, а через щель в бочке выливалось 3 л воды в минуту. Сколько литров воды будет в бочке через 1 мин; 2 мин; 3 мин? Успеет ли бочка наполниться, если её объём 400 л, а дождь шёл 1 ч 10 мин? 1133. Легковой автомобиль движется со скоростью 70 км/ч, а грузовой — со скоростью 40 км/ч. Сейчас легковой автомобиль находится сзади грузовика на расстоянии 60 км. Оба автомобиля движутся в одном направлении. Какое расстояние будет между ними через 1 ч, через 2 ч, через 3 ч? 1134. Решите задачу:
1135. Найдите значение выражения:
1136. Выполните действия:
1137. Длина прямоугольника 1138. В один из дней зимних каникул мальчик 1139. Верёвку длиной 256 м разрезали на две части, одна из которых в 7 раз длиннее второй. На сколько метров одна часть верёвки длиннее второй? 1140. В археологических раскопках древнего города участвовали две экспедиции. В первой было в три раза больше сотрудников, чем во второй. Когда во вторую экспедицию прибыли ещё 18 человек, то в двух экспедициях вместе стало 66 сотрудников. Сколько стало сотрудников во второй экспедиции? 1141. В куске 112 м материи. Из 1142. Площадь прямоугольника 616 м2, а его длина 28 м. Найдите площадь такого квадрата, у которого периметр равен периметру прямоугольника. 1143. Выполните действия:
Рассказы об истории возникновения и развития математикиС древних времён людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчёты за купленные или проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби. В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» — разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались — «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять». Современное обозначение дробей берёт своё начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII—XIV веках оно было заимствовано европейцами, вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад. Первым европейским учёным, который стал использовать и распространять современную запись дробен, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо пизанский). В 1202 году он ввёл слово «дробь», названия «числитель» и «знаменатель» ввёл в XIII веке Максим Плануд — греческий монах, учёный-математик.
|