>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 5 класса МАТЕМАТИКА15. Порядок выполнения действийСложение и вычитание чисел называют действиями первой ступени, а умножение и деление чисел — действиями второй ступени. Порядок выполнения действий при нахождении значений выражений определяется следующими правилами:
Пример 1. Найдём значение выражения 800 - 625 + 331 + 87 - 119. Это выражение не имеет скобок и содержит действия только первой ступени, поэтому следует выполнять действия по порядку слева направо: 800 - 625 = 175, 175 + 331 = 506, 506 + 87 = 593, 593 - 119 = 474. Итак, значение выражения равно 474. Пример 2. Найдём значение выражения 780 : 39 • 212 : 106 • 13. Это выражение не содержит скобок, и в нём имеются действия только второй ступени, поэтому их следует выполнять по порядку слева направо: 780 : 39 = 20, 20 • 212 = 4240, 4240 : 106 = 40, 40 • 13 = 520. Итак, значение выражения равно 520. Пример 3. Найдём значение выражения 5781 - 28 • 75 : 25 + 156 : 12. Это выражение не содержит скобок, и в нём есть действия первой и второй ступени. Поэтому вначале выполним действия второй ступени: 28 • 75 = 2100, 2100 : 25 = 84, 156 : 12 = 13, а потом действия первой ступени: 5781 - 84 = 5697, 5697 + 13 = 5710. Значение выражения равно 5710. Пример 4. Найдём значение выражения 36000 : (62 + 14 • 2) - 23 • 5. Это выражение содержит скобки. Поэтому выполним сначала действия в скобках: 62 + 14 • 2 = 62 + 28 = 90. Подставив это значение, получим: 36 000 : 90 - 23 • 5. Вычислив значение последнего выражения, получим 285. В выражениях, содержащих скобки, можно эти скобки не писать, если при этом порядок действий не изменяется. Пример 5. Вместо (53 - 12) + 14 можно написать 53 - 12 + 14, так как в обоих случаях порядок действий одинаков: 53 - 12 = 41, 41 + 14 = 55. Изменять порядок действий можно на основе свойств сложения, вычитания и умножения. Каждое выражение задаёт программу своего вычисления. Она состоит из команд. Например, программа вычисления выражения (814 + 36 • 27) : (101 - 2052 : 38) состоит из следующих команд:
Эту программу вычислений можно изобразить в виде схемы (рис. 58). Последовательно выполнив действия и заполнив при этом пустые клетки, получим в нижней клетке ответ.
Рис. 58 Вопросы для самопроверки
Выполните упражнения627. Найдите значение выражения:
628. Измените порядок действий на основании свойств сложения, вычитания и умножения для удобства вычислений:
629. Запишите выражение по следующей программе вычислений:
Найдите значение этого выражения. 630. Составьте программу вычисления выражения 381 • 29 - 7248 : 24 и найдите значение этого выражения. 631. Выполните действия по схеме (рис. 59).
Рис. 59 632. Составьте схему вычисления и найдите значение выражения:
633. Восстановите цепочку вычислений:
634. Вычислите устно:
635. Решите уравнение:
636. При вычитании каких натуральных чисел может получиться 12? Сколько пар таких чисел? Ответьте на те же вопросы для умножения и для деления. 637. Даны три числа: первое — трёхзначное, второе — значение частного от деления шестизначного числа на десять, а третье — 5921. Можно ли указать наибольшее и наименьшее из этих чисел? 638. Упростите выражение:
639. Решите уравнение:
640. Животноводческая ферма обеспечивает привес 750 г на одно животное в сутки. Какой привес получает комплекс за 30 дней на 800 животных? 641. В двух больших и пяти маленьких бидонах 130 л молока. Сколько молока входит в маленький бидон, если его вместимость в четыре раза меньше вместимости большого? 642. Собака увидела хозяина, когда была от него на расстоянии 450 м, и побежала к нему со скоростью 15 м/с. Какое расстояние между хозяином и собакой будет через 4 с; через 10 с; через t с?
643. Решите с помощью уравнения задачу:
644. Составьте программу вычисления выражения 8217 + 2138 • (6906 - 6841) : 5 - 7064. Запишите эту программу в виде схемы. Найдите значение выражения. 645. Напишите выражение по следующей программе вычисления:
Найдите значение этого выражения. 646. Напишите выражение по схеме (рис. 60). Составьте программу его вычисления и найдите его значение.
Рис. 60 647. Решите уравнение:
648. Найдите частное:
649. Теплоход 3 ч шёл по озеру со скоростью 23 км/ч, а потом 4 ч по реке. Сколько километров прошёл теплоход за эти 7 ч, если по реке он шёл на 3 км/ч быстрее, чем по озеру? 650. Сейчас расстояние между собакой и кошкой 30 м. Через сколько секунд собака догонит кошку, если скорость собаки 10 м/с, а кошки — 7 м/с? 651. Найдите в таблице (рис. 61) все числа по порядку от 2 до 50. Это упражнение полезно выполнить несколько раз; можно соревноваться с товарищем: кто быстрее отыщет все числа?
Рис. 61
|