|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 5 класса МАТЕМАТИКА16. Степень числа. Квадрат и куб числаМы знаем, что сумму, в которой все слагаемые равны друг другу, можно записать короче — в виде произведения. Например, вместо З + З + З + З + З пишут 3 • 5. В этом произведении число 5 показывает, сколько слагаемых было в сумме. Произведение, в котором все множители равны друг другу, тоже записывают короче: вместо 2 • 2 • 2 • 2 • 2 • 2 пишут 26. Запись 26 читают «два в шестой степени». В этой записи число 2 называют основанием степени, 2 число 6, которое показывает, сколько множителей было в произведении, — 2 показателем степени, а выражение 26 называют степенью.
Пример 1. Запишем произведения в виде степени и найдём их значения: 3 • 3 • 3 • 3 = З4 = 81;
Вторую степень числа часто называют иначе. Произведение 3 • 3 называют квадратом числа 3 и обозначают З2. Произведение n и n называют квадратом числа n и обозначают n2 (читают: «эн в квадрате»). Итак, n2 = n • n. Например, 172 = 17 • 17 = 289. Таблица квадратов первых 10 натуральных чисел имеет следующий вид:
Третья степень числа также имеет и иное название. Произведение 4 • 4 • 4 называют кубом числа 4 и обозначают 43. Произведение n • n • n называют кубом числа n и обозначают n3 (читают: «эн в кубе»). Итак, n3 = n • n • n. Например, 83 = 8 • 8 • 8 = 64 • 8 = 512. Таблица кубов первых 10 натуральных чисел имеет вид:
Первую степень числа считают равной самому числу: 71 = 7, 161 = 16, 11 = 1. Показатель степени 1 обычно не пишут. Если в числовое выражение входят степени чисел, то их значения вы числяют до выполнения остальных действий. Пример 2. Найдём значение выражения (4 + З)2 • 52 - 83 + 26. Решение. (4 + З)2 • 52 - 83 + 26 = 72 • 25 - 512 + 64 =
Вопросы для самопроверки
Выполните упражнения652. Составьте таблицу квадратов чисел от 11 до 20. 653. Представьте в виде степени произведение:
654. Представьте в виде произведения степень:
655. Найдите значения: 252; 1002; 103; 113; 123; 153. 656. Найдите значения степеней: 25; 106; 120; З4; 411; 44. 657. Найдите значение выражения:
658. Пользуясь таблицами квадратов и кубов чисел, найдите значение п, если: 121 = n2; n2 = 196; n2 = 10 000; 125 = n3, n3 = 512. 659. Вычислите устно:
660. Угадайте корни уравнения:
661. Какие цифры заменены звёздочками?
Подумайте, какие уравнения пришлось решать для нахождения неизвестных цифр. 662. Каков порядок выполнения действий при вычислении значения выражения:
Если возможно, укажите другой порядок действий, приводящий к тому же результату. 663. Составьте выражение по следующей программе:
Найдите значение получившегося выражения. 664. Составьте схему вычисления выражения: (39 • 71 + 25 • 95) - (248 : 4 - 176 : 11). 665. Решите задачу:
666. Найдите значения: 182; 53; 132; 203; 402; 303. 667. Найдите значения: 24; З3; 105; 112; 1004; 206. 668. Найдите значение выражения:
669. Из Москвы и Ростова-на-Дону одновременно вышли навстречу друг другу два поезда. Поезд из Москвы шёл со скоростью 65 км/ч, а поезд из Ростова-на-Дону — со скоростью на 7 км/ч меньшей. На каком расстоянии друг от друга будут поезда через 6 ч после начала движения, если расстояние между Москвой и Ростовом-на-Дону 1230 км?
670. С двух станций, расстояние между которыми 720 км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость первого поезда 75 км/ч, а скорость второго на 10 км/ч больше. На каком расстоянии друг от друга будут поезда через 4 ч? 671. Составьте программу вычислений для нахождения значения выражения 67 392 : (3504 - 3408) + 19 232 : 601 и изобразите её схемой. Найдите значение выражения. 672. Выполните действия: 14 • (3600 • 18 - 239 200 : 46). Рассказы об истории возникновения и развития математикиВыдающийся российский математик академик Андрей Николаевич Колмогоров решил много сложнейших задач, совершил не одно открытие в различных разделах современной математики. Радость своих первых математических «открытий» он познал рано. Андрей Николаевич рассказывал, что ещё до поступления в гимназию в возрасте пяти-шести лет он любил придумывать задачи, подмечал интересные свойства чисел. Эти «открытия» публиковались в домашнем журнале. Вот одно из «открытий» шестилетнего Колмогорова. Он заметил, что 12 = 1, 22 = 1 + 3, З2 = 1 +3 + 5, 42 = 1 + 3 + 5 + 7. 673. Попробуйте рассказать, что это за свойство. Проверьте, выполняется ли оно для квадратов нескольких следующих чисел. Рассказы об истории возникновения и развития математикиПервые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей тела человека. Таковы сажень, локоть, пядь, в Англии и США до сих пор используется «ступня» — фут (31 см), «большой палец» — дюйм (25 мм) и даже ярд (91 см) — единица длины, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки. Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу по́прище, заменённую позже версто́й (в разных местностях версту считали по-разному — от 500 до 750 сажен). От восточных купцов пошла единица аршин (тоже означает «локоть») — существовали турецкий аршин, персидский аршин и др. Поэтому и возникла поговорка «мерить на свой аршин». Множество единиц существовало и для измерения массы, наиболее древняя русская мера — гривна, или гривенка (около 410 г). Позднее появились золотники, фунты, пуды. В связи с развитием торговли назрела необходимость установить чёткие определения единиц и соотношения между ними. При Петре I меры были приведены в определённую систему: 1 верста = 500 саженям (1 км 67 м);
|
|
|