|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Маркетинговые коммуникации1.5. Примеры стратегического подхода к управлению маркетинговыми коммуникациями на российском рынкеКоммуникация, основанная на скандалеЦель такой коммуникационной кампании — вызов резонанса в обществе. В первую очередь за счет привлечения большого внимания СМИ. Любое скандальное или эпатажное мероприятие вызывает высокий интерес у прессы, которая находится в постоянном поиске информационных материалов. Основной сложностью «скандальных» коммуникаций является увязка их с концепцией бренда и спецификой целевой аудитории. Главный принцип, которого, несмотря ни на что, следует придерживаться, — «Не навреди».
Пример: «Евросеть» эпатирует публику»1 Для компании «Евросеть» стало традицией проводить 1 апреля эпатажные акции. Например, 1 апреля 2004 г., чтобы получить в подарок телефон Motorola С350, необходимо было раздеться. 20 телефонов нашли своих хозяев, хотя желающих было более 300 человек. В 2005 г. мы несколько усложнили условия участия в акции. Для того чтобы получить новый мобильный телефон в подарок, необходимо было принять участие в конкурсе боди-арт. Пары молодых людей должны были в течение часа расписать обнаженные тела друг друга под одну из моделей сотового телефона. Все это происходило в торговом зале и на окнах Дворца связи на Тверской 4. Все 16 участников получили по мобильному телефону, а победители, которых определили зрители, выиграли Motorola V600и Samsung 1500. Подобная акция проходила в салонах связи «Евросеть» в следующих городах: Санкт-Петербург, Калининград, Петрозаводск, Великий Новгород, Архангельск, Череповец, Сыктывкар, Киров, Нижний Новгород, Ростов, Екатеринбург, Самара. Проезжающие мимо автобусы и машины останавливались перед салонами связи «Евросеть» в различных городах. Не обошлось и без казусов. Например, в Череповце произошло ДТП — один водитель, засмотревшись на обнаженных особ, сильно повредил стоящую впереди машину. Пришедшие работники ГИБДД, уладив ЧП, тоже наблюдали «шоу». Пример: Коммуникация с использованием лидеров мнений (известных личностей)2 Компания-заявитель:
Категория:
Масштаб проекта:
Маркетинговая цель:
Обзор рыночной ситуации, позиционирование брендаС 1 января 2004 г. на российском рынке в качестве генерального импортера автомобилей Nissan начала работу компания «Ниссан Мотор Рус». Проводимая этой компанией маркетинговая и ценовая политика, а также шаги по укреплению дилерской сети в корне изменили позиции «Ниссан» на рынке импортных автомобилей. Основная задача — сделать модели «Ниссан» одними из самых конкурентоспособных в своих сегментах — была выполнена в кратчайшие сроки путем номинирования цены на автомобили в долларах США, а также приведением цен в соответствие с позиционированием на рынке. Это резко повысило спрос на автомобили Nissan, а комплекс мероприятий по изменению системы заказов и доставки автомобилей позволил быстро удовлетворять растущий спрос. В результате этого рост объемов продаж за первые 8 месяцев 2004 г. составил 94%, что опережало общий рост российского рынка автомобилей в текущем году. Целевая группа
Креативная стратегияКреативная стратегия кампании была основана на том, чтобы сломать устоявшиеся стереотипы и консервативный взгляд на автомобили марки Nissan, таким образом расширив рамки ЦА. В этой связи был выбран генеральный слоган кампании «Не бойся удивлять» и разработаны пять базовых образов, направленных на продвижение основных продаваемых моделей марки Nissan:Atmera, Pnimera, Micra,X-trail, Patrol. Все они объединены общей идеей, генеральным слоганом и представлены одним героем — Владимиром Турчинским. Креативная стратегия решала следующие задачи:
Медиа-стратегияМедиа-стратегия последовательно решала две основные задачи: повышение узнаваемости бренда Genser и увеличение объемов продаж автомобилей марки Nissan. Используемые медиаканалы
Медиаканалы
Общий медиа бюджет
Below the Line (BTL) — мероприятия по продвижению, которые не включают в себя размещение прямой рекламы. По принятой в России классификации к BTL-инструментам относят: прямую рассылку (direct marketing); промо-акции, нацеленные на конечного потребителя; стимулированиеторговопроводящей сети; производство и использование специальных материалов; special events. POS — совокупность рекламно-информационных элементов оформления — наклеек, ценников, форматной рекламы, цветовых коробов и др.
РезультатыПо итогам продаж, приведенных генеральным импортером Nissan в России (ООО «Ниссан Мотор Рус»), компания Genser за три летних месяца (июнь—август) вышла в лидеры продаж Nissan на российском рынке, переместившись с четвертого на первое место. Доля рынка по итогам 8 месяцев 2004 г. составила 12,3%. Объем продаж по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. вырос в 3 раза. Процент узнаваемости наружной рекламы Genser составил более 80% (по данным исследования агентства News Outdoor). По внутренним исследованиям:
Пример: Коммуникация на рынке бизнес услуг (Ь2Ь) ОАО «АНКОРконсалтинг» Категория:
Масштаб проекта:
Маркетинговая цель:
В рамках поставленных целей необходимо было также решить следующие задачи:
Обзор рыночной ситуации, позиционирование брендаРынок рекрутмента начиная с конца 1999 г. непрерывно растет. Среднегодовые темпы роста спроса на персонал составляют около 22%, доходы рекрутинговых компаний увеличиваются в среднем за год от 20 до 40%. Такая динамика обусловлена дефицитом квалифицированных кадров, ростом заработной платы и усилением конкуренции в различных сегментах рынка. Компания «АНКОР», специализирующаяся в области подбора персонала и кадрового консалтинга, была создана в 1990 г. и за это время приобрела заслуженную репутацию лидера отрасли. Одно из главных преимуществ «АНКОРа» — широкая сеть региональных офисов, которая на сегодняшний день включает 19 филиалов, работающих под единой торговой маркой в крупных городах России и стран СНГ. Несмотря на широкий спектр оказываемых услуг, одним из основных направлений деятельности «АНКОРа» до середины 2003 г. являлся поиск и подбор высококлассных специалистов и менеджеров среднего звена. В связи с активизацией розничного рынка в портфеле запросов «АНКОРа» с конца 2001 г. стала расти доля позиций начального уровня, которые компания не могла принять в работу в силу своего позиционирования и нехватки ресурсов. Между тем некоторые рекрутинговые компании стали выделять в отдельное направление услуги по подбору неквалифицированного персонала и специалистов начального уровня. Учитывая складывающиеся тенденции, в начале 2003 г. «АНКОР» принял решение о выходе на новый сегмент рынка и укреплении направления по предоставлению временного персонала. Открытие нового направления потребовало от компании решения задачи изменения образа бренда. В рамках нового позиционирования компания хотела подчеркнуть, что «АНКОР» — современная, успешная, открытая и динамично развивающаяся российская компания, предлагающая своим партнерам новые перспективы и осуществляющая комплексный подход в обслуживании клиентов. Целевая группа 1 Прежде всего перед компанией стояла задача донести информацию об открытии нового направления и смене логотипа текущим и стратегическим клиентам. Клиент «АНКОРа» — российская или западная компания, оперирующая на российском рынке, занимающаяся продажей или производством товаров и услуг. Отличительные характеристики: динамично развивающаяся или стабильная, рассматривающая собственный персонала как стратегический ресурс, занимающая заметное положение на рынке. Целевая группа 2 Соискатели: специалисты и менеджеры среднего звена, начинающие специалисты,студенты. Психологический портрет: занимающие активную жизненную позицию, готовые к переменам, успешные или стремящиеся к успеху, позитивно настроенные. В связи с открытием нового направления необходимо увеличить приток соискателей и, что особенно важно, привлечь внимание к деятельности «АНКОРа» студентов и начинающих специалистов. Креативная стратегия На первом этапе был создан новый логотип «АНКОРа». Его выигрышная черта — хорошо выделяющийся и запоминающийся элемент в виде дружелюбного хвостика (часть заглавной буквы /?). «Хвостик» окрашивается в один из 9 цветов в зависимости оттого или иного направления компании, что подчеркивает комплексность услуг. На следующих этапах были разработаны необходимые элементы фирменного стиля, креативная концепция для использования в рекламе и рекламных материалах, подготовлена и реализована программа внедрения новых стандартов по всей сети «АНКОР». В основу креативной концепции лег слоган «Перспектива есть». В качестве иллюстраций используются одинаковые предметы в двухмерном и трехмерном изображении. Основная идея: «Посмотри на ситуацию с другой стороны, и ты откроешь новые перспективы и новые возможности». Для рекламных материалов и оформления выставочных стендов с целью привлечения начинающих специалистов и студентов слоган «Перспектива есть» обыгрывался иначе: велосипедист, поднимающийся по памятнику достижениям советской космонавтики. Основная идея: достичь цели можно лишь при непрерывном движении к новым перспективам. Новая креативная концепция и принцип комплексности учитывались как при разработке новых презентационных материалов и сувенирной продукции, так и при создании нового, единого для всей сети «АНКОР» корпоративного сайта. Сайт учитывает потребности целевых аудиторий, предоставляя им дополнительные возможности, и подчеркивает основное преимущество «АНКОРа» — наличие развитой региональной сети. К разработке нового логотипа, всей креативной концепции, рекламных материалов и корпоративного сайта была привлечена студия Артемия Лебедева. Нужно отметить, что все сделанное в этом направлении было высоко оценено не только клиентами и кандидатами. В частности, новогодний подарочный набор «АНКОРа» получил второе место на киевском Международном фестивале рекламы. Медиастратегия Выбор коммуникативных инструментов и рекламных носителей осуществлялся с учетом целевых групп и географии (новое направление было также открыто в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре и Ростове-на-Дону). Для контакта с потенциальными и текущими клиентами, помимо инструментов директ-маркетинга и PR, использовалось размещение модульной рекламы в деловых и отраслевых изданиях («Ведомости», TheMoscowTimes, «Элитный персонал», «Персонал-микс» и др.). Основная рекламная кампания проходила в сентябре—октябре 2003 г. С октября 2003 г. и на протяжении 2004 г. в этих же изданиях периодически размещалась модульная реклама различных услуг «АНКОРа». Контакт со специалистами и менеджерами среднего звена осуществлялся с помощью регулярной публикации модульной рекламы крупного размера в газетах «Ведомости» и TheMoscowTimes, а также баннерной и контекстной рекламы в Интернете на сайтах www.headhunter.ru и www.e-xecutive.ru. Внимание студентов на типовые и начальные позиции привлекалось через регулярное размещение модульной рекламы в «Элитном персонале», «Работе для ВАС», «Работе и зарплате», «Гиде молодого специалиста», «Справочнике карьериста» и других изданиях, а также с помощью баннерной и контекстной рекламы в Интернете. Медиаканалы:
Общий медиабюджет:
BTL
Всего за период с сентября 2003 г. по август 2004 г. была опубликована 171 статья в деловых и отраслевых СМИ, где «АНКОР» выступал в качестве эксперта, 37 из них опирались в основном на наши данные или являлись авторскими; компания приняла участие в 20 ярмарках вакансий, провела 15 семинаров для начинающих специалистов, приняла участие в качестве докладчика в 10 конференциях и семинарах, посвященных вопросам в области управления персоналом. Результаты
Пример: Коммуникация с использованием инструментов event marketing1 Carlsberg САО «Пивоваренная компания «Балтика». Владелец бренда Carbberg Breweries A/S. Категория:
Масштаб проекта:
Маркетинговая цель:
Общие цели
Коммуникационные цели
Обзор рыночной ситуации, позиционирование брендаЛицензионный сегмент пивного рынка активно развивается: в 2003 г. рост сегмента составил 107%, в 2004 г. — по прогнозу 51% («Бизнес-Аналитика» (2002—2004), отличается жесткой конкуренцией. Несмотря на то что доля лицензионного сегмента в общем рынке в марте—апреле составила 5,14%, доля ТВ-затрат сегмента в общем объеме пивной ТВ-рекламы составила 21%. Почти все лицензионные бренды активно использовали стратегию интегрированных маркетинговых коммуникаций. Основные конкуренты Carlsberg: Heineken, Stella Artois, Holsten, а также Efes и Miller — марки-лидеры сегмента. Большую угрозу марке составил «Старый мельник» в связи с проведением более ранней национальной промо-акции: «Готовься, ЕВРО, мы едем!», где разыгрывались путевки на чемпионат Европы. В марте—апреле 2004 г. доля Carlsberg в лицензионном сегменте составила 5,3% («Бизнес-Аналитика»). Концепция бренда: «Пиво в кругу друзей во всем мире» с ключевыми ценностями бренда: международный, современный, остроумный (тонкий, умный юмор), стремление к совершенству, поиску единомышленников, достойного круга общения. Инсайт3: известные пивные бренды предлагают испытать те прекрасные мгновения, которые ты можешь разделить с друзьями. Carbberg, помимо этого, предлагает почувствовать себя частью большого мира. Целевая группа Целевая группа Carlsberg — молодые люди 22—35 лет с доходом В+ (средний и выше). Это отзывчивые люди, открытые и с тонким чувством юмора. Они всегда стремятся испытать новые ощущения и взять от жизни все самое лучшее. Образованные, свободные от предрассудков, доступные, знающие культуру других стран, с позитивным отношением к жизни. Ключевая ЦГ во время проведения футбольной кампании: молодые люди 22—35 лет, футбольные фанаты и обычные болельщики. Креативная стратегия Основная идея коммуникации: Carlsberg — неотъемлемая часть игры, дает тебе шанс не пропустить свою игру. Факты, поддерживающие основную идею:
Желательная реакция потребителя на рекламу (мысли, действия): Мысли: Carlsberg — это пиво для меня и таких людей, как я. Действия: я приму участие в промо-акции и куплю пиво Carlsberg. Для имиджевой кампании ЕВРО 2004: Мысли: с Carlsberg я — часть Большого еврофутбола. Действия: предпочитаю покупать Carlsberg. Международное спонсорство и акция для конечного потребителя соответствуют глобальной стратегии: «Пиво в кругу друзей во всем мире». Carlsberg и футбол — два глобальных бренда с единой целью — быть частью большого мира. Кроме того, международное спонсорство дало возможность быть ближе, чем другие бренды, к футбольным болельщикам и целевой аудитории Carlsberg. Медиастратегия Медиастратегия включала полный комплекс медиамикс, направленный:
Для максимального охвата целевой аудитории и преодоления кластера пивной рекламы использовалось национальное ТВ с большим весом. Медиаканалы
Общий медиабюджет
BTLВ рамках спонсорства чемпионата Европы по футболу была проведена национальная стимулирующая лотерея «Carlsberg. He пропусти игру!», в которой разыгрывались 13 поездок (на два лица) на чемпионат, 2004 холодильника с эмблемой чемпионата и гарантированно выдавались 5-литровые бочата Carlsberg. В барах и ресторанах была проведена торговая акция для потребителей с использованием футбольных столов в 40 городах России (300 точек). Промоутеры проводили чемпионат по футболу среди купивших пиво Carlsberg. Победители получали призы с символикой Carlsberg и EURO 2004. В Интернете был создан промо-сайт www.Carlsberg.ru с новостями чемпионата, условиями стимулирующей лотереи и с конкурсами на лучший рассказ о пиве и футболе, тотализатором и конкурсом на лучшую кричалку. Победитель последнего конкурса выигрывал поездку на чемпионат Европы. Сайт поддерживался на новостных и спортивных порталах. PR-мероприятия
В местах продаж использовались товаропродвигающие материалы (POS), а в Москве также использовались динамические дисплеи. Для стимулирования всех каналов дистрибуции и торгового персонала были проведены торговые акции, победители которых вместе с победителями национальной стимулирующей лотереи на арендованном самолете полетели в Португалию на чемпионат (182 человека). РезультатыВ результате цели кампании в целом можно считать достигнутыми согласно следующим показателям:
Пример: Интегрирование инструментов маркетинговых коммуникаций в рамках рекламной кампании4 RaIfRinger Категория:
Масштаб проекта:
Маркетинговая цель
Тактические цели были обозначены следующим образом:
Обзор рыночной ситуации, позиционирование брендаРоссийский рынок мужской обуви характеризуется следующими чертами:
Целевая группаРанее основную аудиторию бренда составляли мужчины 30 лет и старше, с уровнем дохода средним и ниже среднего. В связи с появлением в ассортименте новых линеек, предназначенных для более «продвинутой» и обеспеченной аудитории, которая может себе позволить купить дополнительную пару обуви, решено было сместить возрастной диапазон целевой группы в категорию мужчин 20—45 лет, со средним уровнем дохода. По психографическим характеристикам — это мужчины-реалисты, ценящие реальные достоинства обуви. Креативная стратегияОбъединение двух концепций — «на свете есть более важные вещи» и «комфортная, заботящаяся о ногах обувь» — позволило создать эмоциональный образ бренда Ralf Ringer, основанный на реально важном функциональном преимуществе — КОМФОРТ. Слоган «Когда нигде не жмет» является наиболее яркой и понятной иллюстрацией идеи «комфортной обуви», лежащей в основе идентичности бренда. Для наиболее полного донесения идеи были разработаны макеты в прессу, POS-материалы и стикеры в метро, являющиеся логичным продолжением ролика и на рациональном уровне объясняющие, почему именно обувь Ralf Ringer несет идею комфорта. Слоган рекламной кампании, отсылающий потребителя к функциональным преимуществам обуви: «За что конкретно ноги будут вам благодарны?» Необходимо было сделать рекламный ролик необычным, чтобы он запомнился не за счет высокой частоты показов (затруднительной из-за ограниченности медиабюджета), а за счет привлечения внимания. В то же время для потребителя важно указание в рекламе конкретных функциональных преимуществ бренда. Был найден компромисс между запоминаемостью и информативностью ролика за счет совмещения интриги в сюжетной части (главное действующее «лицо» — ноги, «благодарные» хозяину за обувь Ralf Ringer) и описания важных преимуществ обуви в «продуктовой» части ролика. МедиастратегияВ качестве основного канала коммуникации было выбрано телевидение как наиболее эффективный и наименее дорогой способ построения нового имиджа бренда. Остальные медиаканалы использовались как подкрепление функциональной («продуктовой») части телевизионного ролика. Ротация ролика на канале Муз-ТВ, а также интернет-кампания соответствовали потребности в привлечении более молодой аудитории. Рекламная активность на ТВ совпадает с периодами пикового спроса: март—апрель 2004 г. (6 недель) и конец августа—ноябрь (11 недель). При составлении медиаплана для ТВ использовалось сочетание программ с высоким рейтингом и программ, соответствующих интересам (спорт, автомобили) и времени телепросмотра целевой группы с преимуществом в пользу последних. Тот же принцип использовался при составлении медиаплана для прессы (выбирались тематические журналы о спорте, автомобилях, путешествиях). В ключевых крупных городах также размещалась наружная реклама (билборды5 3х6 м, стикеры в вагонах метро). Большое внимание было уделено комплексному оформлению мест продаж. Обувь — товар с длительным циклом покупки, поэтому POS-материалы напоминают потребителю об увиденном ранее ролике и преимуществах бренда. Медиаканалы
Общий медиабюджет
BTLШоу — показ коллекции Ralf Ringer на выставке MOSSHOES в январе 2004 г. с привлечением в качестве ведущего Виктора Гусева, ведущего популярной спортивной программы «На футболе с Виктором Гусевым» и дальнейшее спонсорство этой программы. С апреля 2004 г. запущена программа проведения тренингов для торгового персонала. Тренинги проводятся для продавцов фирменных магазинов и магазинов фирменной сети. Создан и введен в качестве обязательного условия для дилеров бренда Ralf Ringer «Стандарт розничной торговли», регламентирующей представление обуви Ralf Ringer в торговом зале. РезультатыРезультаты 2004 г. показывают достижение задач, поставленных перед брендом: качественные исследования, проведенные после рекламной кампании первого этапа, показали, что Ralf Ringer воспринимается представителями целевой группы как очень удобная обувь высокого качества. Образ бренда приобрел такие черты, как «современность», «новизна», что позволяет говорить об успешном позиционировании бренда как «СОВРЕМЕННОЙ КОМФОРТНОЙ ОБУВИ». Также представители целевой группы подтвердили наличие в ассортименте Ralf Ringer обуви на разные случаи жизни, т.е. обратили внимание на расширение ассортиментной линейки. Что касается восприятия бренда представителями молодой аудитории (20—29 лет), то в их глазах Ralf Ringer представляет собой «известную обувь западного стиля». При этом они также признают удобство и комфорт обуви и относятся к ней положительно, так как находят в бренде близкий им образ (современность). Можно сказать, что бренд приобрел целостный имидж и значительно улучшил показатели оценки по критерию «удобство/комфорт».
В количественном выражении цели достигнуты следующим образом: Рост спонтанного знания бренда в Москве составил 5% (в пик рекламной активности — 10%), знание бренда составило 7%, в регионах рост составил 23%, а знание бренда достигло 40%. Рост знания бренда с подсказкой в Москве составил 20% (знание с подсказкой достигло 50%), в других городах рост знания составил 25% (знание с подсказкой составило 75%). Таким образом, в Москве и в других городах присутствия были достигнуты значительные для категории «обувь» показатели знания бренда среди целевой аудитории. Бренд вышел из многочисленной группы марок, чья известность не превышает 10%, что позволяет говорить о том, что были значительно укреплены ассоциации бренда с категорией «обувь». 1 Источник: Пресс-релиз компании «Евросеть». 2 Источник: Бренд года, 2004 (Конспект заявок победителей конкурса). 3 Инсайт — прямой перевод этого слова с английского — «проницательность», «проникновение в сущность», «озарение». В рекламе инсайтом называют осознанное или неосознанное неудовлетворенное желание потребителей, опираясь на которое, мы можем создать эффективно работающее рекламное сообщение. 4 Источник: Бренд года, 2004 (Конспект заявок победителей конкурса). 5 Билборды — элементы наружной щитовой рекламы, представляющие собой специальную конструкцию, которая может крепиться на заборах, стенах зданий.
|
|
Узнать стоимость написания
|