Многообразен мир поэзии А.С. Пушкина. Поэт находил темы для своих произведений в устном народном творчестве и отечественной истории, его вдохновляли образы и мотивы поэзии собратьев по перу и сюжеты из мировой литературы. Но, конечно же, прежде всего он брал материал из окружающей его жизни. Общение с людьми и миром природы давало Пушкину безграничный простор для полёта фантазии, раздумий, обобщений.
Его интересовало всё: «преданья старины глубокой» и события недавней истории. Вдохновенно писал поэт о природе и человеке. Пушкин умел заметить и передать мельчайшие оттенки в явлении, к которому обращался его поэтический взор.
Любовь, верность, дружба, доброта, сострадание, свобода — таковы основные темы в творчестве Пушкина. Вспомните многообразие человеческих характеров: от добрых, готовых к самопожертвованию во имя любви и дружбы до жестоких и неправедных в его «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»; раздумья о судьбе, жизни и смерти в его балладе «Песнь о вещем Олеге»; глубокий интерес к истории народа, неприятие несправедливости, утверждение любви, искренности, отваги, преданности в романе «Дубровский»; гордость за страну, сумевшую победить врага в жестокой схватке, ярко изображённой в его «Полтаве». Вспомните чарующие образы природы в стихотворениях «Зимняя дорога», «Простите, верные дубравы.......
Совершенно особо в лирике поэта раскрывается тема дружбы и нравственного долга. В его стихах удивительным образом соединились общественно-политическое и личное звучание этой темы, что убедительно и ярко прозвучало в его послании «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...») и стихотворении «Во глубине сибирских руд...». Но при огромном разнообразии тем и мотивов творчества есть то, что объединяет все его произведения: в каждом из них он утверждал «чувства добрые».
Ещё лицейские педагоги отмечали противоречивость личности А.С. Пушкина. Профессор французской словесности Д.И. де Будри писал в ноябре — декабре 1811 года: «Он проницателен и даже умён. Крайне прилежен, и его приметные успехи столь же плод его рассудка, сколь и его счастливой памяти», а директор Лицея В.Ф. Малиновский отмечал совершенно иное: «Ветрен и легкомыслен, искусен во французском языке и рисовании, в арифметике лепится и отстаёт». Профессор русской словесности Н.Ф. Кошапский считал, что «Александр Пушкин больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса к изящному, нежели прилежности к основательному, почему малое затруднение может остановить его...». Кто из них прав в восприятии характера юного Пушкина? Наверное, каждый по-своему. Но вряд ли кто-нибудь тогда предвидел, что этому мальчику предначертано великое будущее.
В 1814 году А.С. Пушкин пишет на французском языке стихотворение «Мои portrait» («Мой портрет»), которое сам же и переводит на русский язык. Вот некоторые строфы из него:
Я молодой повеса,
Ещё на школьной скамье;
Не глуп, говорю без стеснения
И без жеманного кривлянья.
Я люблю толпу и её шум,
Одиночество ненавижу;
Мне претят ссоры и споры,
А отчасти и учение.
<...>
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености —
Вот каков Пушкин.
Как видим, Пушкин был вполне самокритичен, рисуя свой портрет. И вместе с тем чуть позже он писал, заявляя о своём сокровенном:
Великим быть желаю,
Люблю России честь,
Я много обещаю,
Исполню ли? Бог весть.
В Лицее он приобрёл друзей на всю жизнь, но это не мешало ему подтрунивать над ними. Предметом особых насмешек был Вильгельм Кюхельбекер, Кюхля, который тоже писал стихи, впрочем, как и многие другие лицеисты, и был авторитетом для Пушкина по целому ряду вопросов в области литературы. Однако это не мешало Пушкину так высказываться о Кюхле в эпиграммах:
Завещание Кюхельбекера
Друзья, простите! Завещаю
Вам всё, чем рад и чем богат;
Обиды, песни — всё прощаю,
А мне пускай долги простят.
1816
* * *
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно —
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
1819
Эпиграмма - один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
Точно подмечая отдельные детали, ни один из современных Пушкину мемуаристов не смог передать его характер в целом. Может быть, именно потому, что уже тогда он был яркой и сложной личностью, которая не отвечает общепризнанным представлениям.
В.К. Кюхельбекер. Рисунок А.С. Пушкина. 1826 г.
Он позволял себе быть непохожим на других, совершал необдуманные, с точки зрения многих, поступки. Но при этом большинство читающей публики позже сошлось в главном — в признании дарования поэта. «Его известность и литературная и личная, — писал его самый близкий лицейский друг Иван Пущин, — с каждым днём возрастала. Молодёжь твердила наизусть его стихи, повторяла остроты его...»
Стихи Пушкина будоражили общественное мнение: в них говорилось о тирании, о невыносимом положении русского крестьянина. Парь не мог простить поэту того, что он «наводнил Россию возмутительными стихами» возмутительными не с точки зрения их поэтических достоинств, а по их влиянию на публику. Над Пушкиным сгустились тучи. Он был обречён на политическое преследование: решено было отправить его в сибирскую ссылку, но по ходатайству друзей, близких к трону, прежде всего В.А. Жуковского, Сибирь заменили отправкой на юг. Здесь он пробыл до конца лета 1824 года, после чего по предписанию властей был направлен в Псковскую губернию.