Что является завязкой комедии: I или III явление первого действия? Свой ответ аргументируйте.
Предысторию может иметь не только определённое событие, но и персонаж. Определите предысторию Хлестакова. В каком месте второго действия Хлестаков входит в общее движение пьесы?
Благодаря каким событиям вовлекаются в комедию чиновники, купцы, дамы?
С какой целью даны сцены представления чиновников и купцов Хлестакову? Нужны ли они для развития действия?
В комедии «Ревизор» две развязки. Найдите и зачитайте их. С какими явлениями первого действия связана каждая из них?
Ориентируясь на материалы статьи Гоголя, расскажите об изображении в комедии провинциального чиновника. Предварительно запишите ключевые слова.
Сопоставьте характеры городничего и Земляники. Имеются ли индивидуальные отличия? В чем они? Сформулируйте развёрнутый вывод.
Городничий говорит, что Хлестаков «может сделать всё, всё, всё». Как это можно понять?
Определите самый лживый монолог Хлестакова и прочитайте его выразительно. Наловите основные художественные приёмы, к которым прибегает писатель.
Прочитайте по ролям эпизод разговора жены и дочери городничего. Какие приёмы создания комической ситуации используются В нём? Сходны ли они с другими сценами или Гоголь для каждого эпизода подбирает особые приёмы создания комического эффекта?
Назовите способы передачи разговорной речи в комедии.
Драматург неоднократно прибегает к приему, когда персонаж говорит как бы для себя, не вслух («слова в сторону»). Данный приём используется с XVIII века. Какова его роль в комедии?
Как вы думаете, автор воспроизводит в комедии «копию действительности» или моделирует собственный художественный мир?
В чём обличительный смысл «Ревизора»? Почему пьеса имеет такое название?
Как соотносятся эпиграф (пословица «На зеркало неча пенять. коли рожа крива») и слова городничего «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!»?
Что такое хлестаковщина? Это явление — уже достояние истории или оно характерно и для нашего времени?
Сопоставьте «Недоросль» Д.И. Фонвизина и «Ревизор» Н.В. Гоголя: что общего в объектах и приёмах сатиры и в чём различие?
Темы для рефератов, сообщений. творческих работ
Купечество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
«Ревизор» на сцене и в кино.
Самый комический эпизод в «Ревизоре» (рецензия на эпизод).
О чём говорят «говорящие фамилии»?
Цель употребления иностранных слов в комедии.
Прошлое в рассказах Хлестакова и в реальности.
Современники о комедии «Ревизор». (Для подготовки сообщения можно использовать статью Н.В. Гоголя «Театральный разъезд».)
Честное, благородное лицо в комедии — смех.
Трагическое и комическое и пьесах Д.И.Фонвизина «Недоросль» и Н.В. Гоголя «Ревизор». 10. Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.