|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 8 класса ЛИТЕРАТУРАВ мире художественного слова А. Т. ТвардовскогоПоэмы Твардовского запечатлели все важнейшие события середины XX века: коллективизацию, Великую Отечественную войну, стремительную индустриализацию Урала, Зауралья и Сибири после войны. Каждое из эпических полотен поэта - это особый мир и особый миг в жизни страны и её людей. Но при всём разнообразии тем и художественных средств есть в них нечто общее - образы дороги и движения.
Через всю Россию в поисках счастливой для крестьянина судьбы идёт герой поэмы «Страна Муравия» Никита Моргунок. Идёт он по деревенскому бездорожью, и оно, это бездорожье, - не только реальность, но и символ крестьянской доли во все века и времена. Никита Моргунок не странник, он мечтатель и искатель. Через войну от западной границы и от столицы до Берлина С боями проходит солдат Василий Теркин. Это уже другой герой страны - боец-победитель. Он защищает Отечество: в атаке в полный рост с автоматом или вдавливаясь брюхом в безымянное болото, в неистовой схватке рукопашной или под бронёй танка. Он идёт на Запад в рядах победителей. Мимо дома проходят бойцы к победе в поэме «Дом у дороги». Он станет символом России в тяжёлые годы борьбы за освобождение. «Дом» и «война» - несовместимые понятия. Все войны рано или поздно заканчиваются. Дом вечен. Проходят мимо дома солдаты, и дом зовёт их к миру. Через всю страну едет лирический герой поэмы «За далью - даль», с радостью и гордостью наблюдая и оценивая трудовой подвиг народа-созидателя. Кто этот герой? Пассажир? Созерцатель? Пассажир - да. Все мы пассажиры в поезде времени. Только не каждый хочет осознавать, кула и зачем он едет. Созерцатель? Скорее, нет; он - живой участник дел живых. Радостно и гордо ему сознавать: в том, что создаётся, - результат и его жизни, и жизни его отца, и жизни Никиты Моргунка, и Василия Тёркина, и тех ребят в солдатской форме, что прошли мимо дома у дороги и ушли к победе и в бессмертие. «За далью - дать» - это итог поэтического эпоса А.Т. Твардовского. Вопросы и задания
Для вас, любознательныеСибирь, как указывает сам поэт в автобиографии, воплощала в семье Твардовских мечту об обширной, плодородной земле, где можно было зажить «по-новому», без лишений и нужды: «Интерес и влечение к Сибири и Дальнему Востоку были у меня задолго до моих поездок в эти края, с отроческих лет под влиянием книг и отчасти переселенческих мечтаний и планов отца, то и дело возникавших у него в полном противоречии к своему загорьевскому имению». В 30-е годы мысль о сибирских землях в творчестве поэта возникала в связи с патриархальным мифом русского крестьянина о свободных, вольных, плодородных просторах. Вновь обращается Твардовский к сибирской теме во второй половине 40-х - 50-е годы. Это обращение обусловлено социально-экономическими событиями в жизни страны: строительством гидроэлектростанций, перекрытием Ангары, возникновением новых городов.
Урал. Художник В.В. Переплётчиков. 1897 г. Поэтическое освоение «иных краёв» связано не только с поэмой «За далью - даль», но и с «отпочковавшимися» от неё стихотворениями «Две Оки», «От Иркутска до Братска», «Разговор с Падуном», «Порог Падун», «Ещё о Сибири», «У Падуна», «Байкал», «В тайге Приморья». В стихотворениях этого цикла сильны элементы очерковости, следования за событием, фактом, для них характерно открытое выражение авторской позиции и риторика, что свойственно избранному поэтом жанру. В стихотворениях «сибирского никла» и поэме «За далью - даль» поэт даёт пейзажные зарисовки не только вечно прекрасной, суровой природы Сибири, но и той красоты, что рождается с приходом человека - преобразователя земли. По мысли поэта, «часть красы земной ушла, чтоб место дать иной». Признавая их равноценность, Твардовский не скупится на описание «иной красы»: В рассветный час во мгле сухой,
Однако осмысление поэтом сибирской темы в ходе развития его взглядов осложнялось. В поэмах «За далыо - даль», «Тёркин на том свете» возникает иной образ Сибири - Сибири каторжной, с её Александровским централом и страшными рядами безымянных могил: За черту из-за черты,
В данном случае образ Сибири начинает наполняться трагическим смыслом: ...Там - рядами по годам
Образ Сибири - образ достаточно неоднозначный в творчестве Твардовского. С одной стороны, это «газетная», «парадная» Сибирь эпохи «великих строек» и «преобразования мира». С другой - вольная, плодородная земля вековечной мечты среднерусского крестьянства. И она же - символ несвободы, подневольного труда, место ссылки и гибели миллионов: И как в иной таёжный угол
Неоднозначность образа Сибири - яркое свидетельство развития мировоззрения поэта. После уроков
|
|
|