Учебник для 5 класса

ЛИТЕРАТУРА

       

Размышляем о рассказе «Муму»

  1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?
  2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи...» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (пьяницу Капитона женить на Татьяне, убрать из дома полюбившуюся Герасиму собаку)? Что это — самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?
  1. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему «шуткой»? Писатель утверждает, что «ко всему привыкает человек, и Герасим привык, наконец, к городскому житью».

    Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту.

    Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

  2. Чем интересны другие герои — Капитон (как он сам говорит о себе?), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё «соскочила»?)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?
  3. Известно, что в основе этого рассказа лежит действительно реальный случай, который произошёл с дворником в Спасском, однако после гибели собаки он остался верен своей госпоже и до самой смерти ей служил. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?
  4. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ (то есть с максимальным введением художественных особенностей произведения) любого эпизода (на выбор).
  5. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.
  6. Почему рассказ назван «Муму»?
  7. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из текста произведения.

    Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?

    Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.

    Гипербола — сильное преувеличение.

  8. Тургенев в рассказе «Муму» запечатлел человека, не сломленного крепостническим гнетом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации к рассказу в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте и вы иллюстрации или описание (устное) рисунка к рассказу.

Творческое задание

Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (вызвать сочувствие, протест против своеволия помещиков, показать силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

Загадка фигуры немого Герасима

Немало загадочного в потрясающей душу фигуре немого Герасима. В нём таятся громадные силы; «о богатырской силе немого» ходит молва — так заканчивается рассказ «Муму», и ни для кого не было секретом, что под «немым» Тургенев подразумевал не одного Герасима, но народ, ещё не сказавший своего слова. Так понял образ и известный мыслитель Иван Аксаков, увидевший в «немом» символическое «олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости», народа, который «со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым, и глухим».

По Ю. Селезневу

Согласны ли вы с таким решением «загадки фигуры немого Герасима»?

Обогащаем свою речь

Напишите небольшое сочинение — ответ на вопросы: «Чему посвящен рассказ „Муму"? Против чего он направлен?» Составьте план сочинения, например:

  1. Кто герои рассказа?
  2. О чём повествует рассказ?
  3. Какие события радуют, а какие — огорчают?
  4. Против чего направлен и что утверждает рассказ? Ваши размышления покажут, насколько внимательно вы прочитали и продумали то, о чём хотел рассказать И. С. Тургенев.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru