Учебник для 5 класса

ЛИТЕРАТУРА

       

Читаем древнерусскую летопись

  1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?
  2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». Какую роль они играют в тексте?

    «И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали...», «И сказал один отрок...», «И ответили ему...», «А тот ответил ему...», «А ты не князь ли?».

  3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

«Прошлое должно служить современности!»

В Древней Руси имели огромное значение исторические сочинения: летописи, исторические повести, жития. Литература повествовала только о том, что, по мысли их авторов, было, существовало в прошлом, — вернее, происходило в прошлом, совершалось... Героями литературных произведений Древней Руси были по преимуществу люди высоких... положений: князья, иерархи1 Церкви или «иерархи духа»; выдающиеся храбрецы или святые; люди, занимающие высокое положение...

Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси. Прошлое должно служить современности!

Из книги Д. Лихачёва «Земля родная»

Размышляем о героях литературы древней руси

  1. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?
  2. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.
  3. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
  4. Как вы понимаете слова учёного, исследователя древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»? За что мы должны быть благодарными и как это может проявляться (в каких делах, поступках)?
  5. Д. С. Лихачёв говорит, что литература Древней Руси повествовала только о том, что было, существовало в прошлом, и что «прошлое должно служить современности». Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока-киевлянина «служить современности»?

Обогащаем свою речь

  1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.
  2. О чём говорят первые слова этого повествования?
  3. Прочитайте диалоги с отроком. Что для них более характерно (краткость, напевность и т. д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?
  4. Как вы понимаете слово «отрок»? Составьте предложение с этим словом.
  5. Подберите синонимы к словам: отрок, осада, дружина.

Литература и изобразительное искусство

  1. Рассмотрите репродукцию картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя.
  2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?

Творческое задание

Напишите небольшое сочинение по картине А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина», используя слова и словосочетания из притчи.


1 Иерарх — один из высших чинов Церкви.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru