Краткое изложение произведений,
изучаемых в 11 классе

ЛИТЕРАТУРА

       

И. Северянин

Игорь Северянин (1887—1941) (настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарев) — русский поэт. Он стал знаменит в одночасье после выхода сборника стихотворений «Громокипящий кубок». Его поэзии свойственны эстетизация городских мотивов, игра в романтический индивидуализм (сборники «Громокипящий кубок» (1913), «Ананасы в шампанском» (1915)). С 1918 г. Северянин жил в Эстонии. Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925) и сборник сонетов «Медальоны» проникнуты любовью к родине, чувством ностальгии.

Кензель (Из сборника «Громокипящий кубок»)

      В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
      По аллее олуненной Вы проходите морево...

На даме изысканное платье, лазоревая тальма. Она идет по песочной дорожке. Ей предназначено судьбой «упоенье любовное». Поэт называет даму «эстетной», но сомневается, найдется ли ей пара. Поэт советует ей закутать ноги в плед, комфортабельно устроиться в «ландолете бензиновом», довериться «мальчику в макинтоше резиновом».

Увертюра (Из сборника «Ананасы в шампанском»)

Ананасы в шампанском — это «вкусно, искристо и остро» . Поэт вдохновляется, берется за перо. Автор рисует жизнь города: бегут автомобили, стрекочут аэропланы, кто-то «зацелован», а кто-то побит. Поэт — в обществе «девушек нервных», в «остром обществе дамском».

      Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
      Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!

Ахматова (Из сборника «Медальоны»)

Ахматову автор называет «послушницей обители любви», чувства которой четки «осенней ясностью». Ее избранник не будет вместе с ней «в своей гордыни кроткий». Автор обыгрывает названия поэтических сборников Ахматовой: «Уж вечер. Белая взлетает стая».

      Уже осталось крови в ней немного,
      Но ей не жаль ее во имя Бога.
      Ведь розы крови — розы для креста.

Поиски новых поэтических форм. Поэтические неологизмы. Грезы поэта

Игорь Северянин — поэт открытой, искренней натуры. В своих стихах он не стеснялся воспевать роковые страсти, жгучие объятья, ночные улицы, номера гостиниц, в которых происходили тайные свидания, нереальные эпохи, страны с замками возле моря, кипарисами, луной — все то, о чем мечтали начитавшиеся западных романов гимназистки. Стихи Северянина переворачивали обыденность, погружали читателя в юношеские фантазии. При внешней гладкости звучания и простоты содержания поэзия Северянина отражает достаточно сложное внутреннее ощущение окружающей действительности. В его лирике сталкиваются две абсолютно разные позиции: высоко эстетическая и сентиментально-мещанская.

Для Игоря Северянина было важно создание собственной поэтической традиции. Поэтому новое направление, провозглашенное Северяниным в русской поэзии, называлось эгофутуризмом.

Футуризм поэзии Северянина как таковой вызывает сомнение. Единственными элементами футуризма в его поэзии были образы города (автомобили, улицы, рестораны и проч.) и знаменитые неологизмы.

Игорь Северянин не был просто собирателем новых слов и понятий. Неологизмы у Северянина даются в красивых, картинных сочетаниях, они «эстетичны», искусно включены в стихотворение.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru