>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Краткое содержание произведений
за 10 класс

ЛИТЕРАТУРА

       

Стихотворные размеры (метры)

Двусложные размеры:

В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов — одного ударного и одного безударного. Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называется хореем. Напр.: «Мчатся тучи, вьются тучи...» — А. С. Пушкин.

о - /о - / о - / о -

Или «Выхожу один я на дорогу...» — М. Ю. Лермонтов.

о - / о - / о - / о - / о -

Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге. Напр., «Я вас любил, любовь еще, быть может...» — А. С. Пушкин.

- о / - о / - о / - о / - о / -

Или «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» — А. С. Пушкин.

- о / - о / - о / - о / - о / - о

Пиррихий — условное название пропуска схемного ударения в хореических и ямбических размерах. Напр., «Три девицы под окном» — А. С. Пушкин.

- - /о - / о - / о - / о

(трехстопный хорей с пиррихием на месте первой стопы)

Или «И лучше выдумать не мог» — А. С. Пушкин.

- о /- о / - - / - о

(четырехстопный ямб с пиррихием на месте третьей стопы)

Спондей — условное название сверхсистемного ударения в стопе хорея или ямба. Напр.: «Швед, русский, колет, рубит, режет» — М. Ю. Лермонтов.

о о / - о / - о / - о / -

(четырехстопный ямб со спондеем на месте первой стопы).

Трехсложные стихотворные размеры:

Состоят из одного ударного и двух безударных слогов.

Дактиль (от греческого daktylos — буквально палец) — трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Напр., «В полном разгаре страда деревенская...» — Н. А. Некрасов.

о - - / о - - / о - - / о - -

Амфибрахий (от греческого amphibrachus — буквально с двух сторон краткий) — трехсложный метр с ударением на втором слоге. Напр., «Гляжу, как безумный, на черную шаль...» — А. С. Пушкин.

- о - / - о - / - о - / - о

Анапест (от греческого anapaistos — обратный дактилю, буквально — отраженный назад) — трехсложный метр с ударением на третьем слоге. Напр., «Что ты жадно глядишь на дорогу...» — Н. А. Некрасов.

- - о / - - о / - - о / -

Аллитерация — повторение одних и тех же согласных звуков (или по принципу звонкости-глухости) в пределах одной строки или строфы. Является мощным художественно-изобразительным средством. Напр., повтор согласных в начале слов: «Пора, перо покоя просит...» — А. С. Пушкин. Звукоподражательная аллитерация: напр., в басне А. П. Сумарокова лягушки говорят: «О как, о как, нам к вам, к вам, боги, не гласить?..» — фонетическая структура речи подражает лягушачьему кваканью, или в стихотворении К. Д. Бальмонта: «Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши...» — звуковая структура строки подражает шуршанию камышей.

В древнескандинавской и древнегерманской поэзии получил распространение так называемый «аллитерационный стих», где в каждой строке по меньшей мере 2 или 3 слова должны были начинаться одним звуком.

Ассонанс — повторение гласных звуков, преимущественно ударных в пределах стихотворной строки. Также является изобразительным средством, составляет основу так называемых «неточных рифм», в которых совпадает ударный гласный и не совпадает согласный: рука — стена — удар — взмах и т. д. Характерны для русского стихотворного и песенного фольклора, древнерусских поэтических произведений (напр., «Слово о полку Игореве»), а также для тонического стиха XX века (В. В. Маяковский, А. А. Вознесенский).

Был широко распространен в средневековой романской поэзии (напр., «Песнь о Роланде»).

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru