Учебное пособие

ЛИФТЁР

   

1.1. Характеристики лифта

Успешная работа лифтов невозможна без подготовленного обслуживающего персонала, в том числе лифтеров. Именно лифтер не допускает перегрузки лифта, следит за выполнением пассажирами правил пользования, при выявлении неисправностей принимает оперативные меры по их устранению. Предлагаемое учебное пособие поможет получить теоретические знания и навыки по технологии обслуживания лифтов и технике безопасности.

Лифт — это стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не превышает 15°.

Общий вид пассажирского лифта с верхним расположением машинного помещения представлен на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Общий вид пассажирского лифта с верхним расположением машинного помещения:
1 — ограничитель скорости; 2 — монорельс; 3 — лебедка; 4 — низковольтное комплектное устройство управления; 5 — тяговые канаты; 6 — кабина; 7 — подвесной кабель; 8 — клеммная коробка; 9 — направляющие противовеса; 10 — направляющие кабины; 11 — индикатор положения кабины; 12 — дверь шахты; 13 — вызывной аппарат; 14 — пружинный буфер кабины; 15 — пружинный буфер противовеса; 16 — вводное устройство; 17 — канат ограничителя скорости; 18 — противовес; 19 — натяжное устройство каната ограничителя скорости; 20 — понижающий трансформатор; 21 — шунт датчика замедления кабины; 22 — датчик замедления кабины; 23 — датчик точной остановки кабины; 24 — шунт датчика точной остановки кабины

Основным документом, устанавливающим требования к устройству и установке лифтов, вводу их в эксплуатацию, эксплуатации, техническому диагностированию и диспетчерскому контролю за их работой, являются Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ).

Назначение лифта характеризует вид транспортируемых им грузов. По назначению лифты подразделяют на следующие виды:

  • пассажирские (для жилых, общественных зданий и зданий промышленных предприятий), предназначенные для подъема и спуска людей и предметов домашнего обихода, если их масса не превышает грузоподъемности лифта;
  • больничные, используемые для перемещения больных на болышч ных транспортных средствах с сопровождающим персоналом;
  • грузовые, предназначенные в основном для подъема и cnyска грузов:
    • грузовые, управляемые проводником (лифтером) из кабины лифта;
    • грузовые, управляемые лифтером с этажной площадки, где перемещение людей запрещено;
    • грузовые малые с грузоподъемностью кабины до 250 кг и высотой кабины до 1250 мм;
    • грузовые с монорельсом, где под потолком кабины установлена балка-монорельс для крепления грузоподъемного устройства;
    • выжимные, в которых подъемная сила приложена к низу кабины;
    • тротуарные, кабина которых выходит из шахты через расположенный в ее верхней части люк.

Грузоподъемность — наибольшая масса груза, для транспортировки которой предназначен лифт. В нее не входит масса кабины с постоянно находящимся в ней оборудованием. Номинальная грузоподъемность кабины устанавливается в зависимости от максимальной полезной площади пола кабины.

Вместимость кабины определяется делением величины грузоподъемности лифта на 75 кг (принятая масса одного человека) с округлением полученного результата до ближайшего целого числа.

Важной характеристикой лифтов является точность остановки кабины — расстояние по вертикали между уровнями пола кабины и этажной площадки после остановки кабины. Точность остановки кабины на этаже при эксплуатации должна быть в пределах ±35 мм.

Скорость движения кабины подразделяют на номинальную и рабочую. Номинальная скорость — это скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт. Рабочей называется фактическая скорость движения кабины.

По величине номинальной скорости лифты подразделяют наследующие:

  • тихоходные (скорость движения кабины до 1 м/с);
  • быстроходные (скорость движения кабины 1... 2 м/с);
  • скоростные (скорость движения кабины 2...4 м/с);
  • высокоскоростные (скорость движения кабины свыше 4 м/с).

Кабина лифта перед остановкой на этаже может иметь вторую (малую), пониженную до 0,4 м/с скорость. Это позволяет более плавно и точно остановить кабину на эт аже, такой лифт называется двухскоростным. По виду грузонесущего устройства различают лифты, оборудованные кабиной или платформой; по виду привода дверей кабины — лифты с дверями, открываемыми вручную, полуавтоматически и автоматически.

В зависимости от вида привода подъемного механизма лифты могут быть электрическими или гидравлическими.

Лифт может иметь следующие виды управления кабиной:

  • наружное (внешнее), осуществляемое с этажной площадки;
  • внутреннее, осуществляемое из кабины лифта;
  • смешанное, осуществляемое из кабины лифта и с этажной площадки.

Различают следующие системы управления:

  • простое раздельное управление, которое обеспечивает регистрацию и реализацию одной команды (вызова или приказа);
  • собирательное управление, при котором регистрируются несколько команд, а их выполнение осуществляется в соответствии с заданной программой. При этом лифт может совершать попутные остановки по вызовам или приказам (в жилых домах — только при движении кабины вниз, в общественных зданиях — в обоих направлениях);
  • одиночное управление — управление лифтом от одной кнопки вызова;
  • групповое управление — управление группой лифтов, расположенных в одной шахте и обслуживающих одни и те же этажи. Разновидность группового управления — парное управление лифтами, часто применяемое в жилых домах.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru