>>> Перейти на полный размер сайта >>> Ремонт кузовов легковых автомобилей 9. Окраска кузовов9.3. Подготовка поверхностей кузова под окраску в организации автосервисаЭтапы подготовки. Весь объем работ по окраске деталей кузова подразделяется на три этапа:
Подготовка основы поверхности детали к окрашиванию зависит от качества ее поверхностного слоя (рис. 9.6). В зависимости от исходного технического состояния поверхности детали кузова автомобиля подразделяются на три группы:
Рис. 9.6. Схема подготовки поверхностей кузова к окрашиванию Подготовка основы поверхности детали к окрашиванию. У новых деталей, поверхности которых имеют заводскую грунтовку, сначала шлифуют неровности, например царапины, потеки и прочие дефекты. При этом в зависимости от сложности дефекта используют сухое или мокрое шлифование абразивом зернистостью 120Р. Затем всю поверхность детали подвергают сухому или мокрому шлифованию абразивами зернистостью 180...400Р. Если новая деталь приваривается к кузову, то, естественно, необходимо отшлифовать еще и сварочные швы. Поверхности зоны с прилегающими деталями, которые могли быть повреждены новой сваркой, также необходимо отшлифовать. Поверхность старой детали вначале шлифуют и зачищают оставшееся лакокрасочное покрытие. При наличии мест, поврежденных коррозией, их зачищают до голого металла или удаляют коррозию и краску струйной очисткой, после чего обрабатывают преобразователем ржавчины. Поверхности детали, восстановленной правкой и рихтовкой, и сопрягаемое место тщательно шлифуют до создания возможно более плавного перехода от поврежденного места к оригинальной окрашенной поверхности детали. Сцепляемость (адгезия) лакокрасочного покрытия с окрашиваемой поверхностью может быть прочной только после тщательной очистки поверхности от загрязнений, ржавчины, старой краски и жировых пятен. При подготовке поверхности используют механические (пескоструйная, гидроабразивная обработка) и химические (смывки, уайт-спирит и бензин-растворитель БР-1) способы. Существует несколько способов струйной обработки для снятия старой краски и ржавчины. Пескоструйная сухая очистка под давлением. При такой обработке используется мощный компрессор и большой контейнер с песком. Компрессор создает давление воздуха, который засасывает песок из контейнера и направляет его на обрабатываемую поверхность. Этот принцип используется во всех мобильных пескоструйных аппаратах. Изменяя подачу песка, добиваются изменения степени абразивности. Данный метод является идеальным для обработки шасси, но часто бывает грубым для обработки более тонких панелей. Давление песка может вызвать рябь на поверхности, даже если аппарат не направлять прямо на нее. Тонкие пластины можно обрабатывать, если уменьшить абразивность распыляемого материала и уменьшить давление. Поверхность, подлежащую обработке, очищают от герметика и масла, которые гасят силу ударов струи песка. При этом снимают все окружающие детали и проводку. Струйная сухая очистка гранулами. При струйной очистке этого вида в качестве абразивного материала используются стеклянные гранулы, которые предназначены для удаления краски и загрязнений и не повреждают обрабатываемую поверхность. Аппарат для струйной очистки гранулами работает гораздо медленнее, чем пескоструйный, а также дороже. После обработки этим аппаратом поверхность трудно очистить. Удаление лакокрасочного покрытия и ржавчины. Для лучшей адгезии шпатлевки с основанием следует удалить с поврежденного участка панели первоначальное лакокрасочное покрытие и ржавчину (рис. 9.7).
Рис. 9.7. Удаление лакокрасочного покрытия и ржавчины Шлифовальную машину устанавливают под углом к обрабатываемой поверхности. Шлифование производится до получения округлой формы наждачной бумагой зернистостью 60. Сглаживание краев. Края первоначального лакокрасочного покрытия вокруг отшлифованного участка сглаживают до плавного перехода (рис. 9.8). Если они останутся необработанными, то после окраски будут заметны следы от шпатлевки.
Рис. 9.8. Форма краев лакокрасочного покрытия:
При сглаживании шлифовальную машинку плавно перемещают вдоль краев, слегка прижимая и приподнимая один край наждачной бумаги примерно на 10 мм (рис. 9.9). Эта операция выполняется наждачной бумагой зернистостью 120.
Рис. 9.9. Сглаживание краев Для удаления старого комплексного покрытия наиболее эффективным является химический способ. Он основан на растворении, разбухании покрытия, которое становится рыхлым и легко удаляется механическим путем. При химическом способе применяются органические смывки, которые представляют собой сложную смесь растворителей с замедлителями испарений и другими добавками. Смывку наносят кистью два-три раза (в зависимости от толщины лакокрасочного покрытия). Время размягчения покрытия смывкой — 30...40 мин. После этого шпателем или щеткой удаляют размягченное покрытие. Затем протирают поверхность кузова уайт-спиритом для снятия остатков смывки, обильно промывают водой и сушат. После удаления старого лакокрасочного покрытия выполняют «мокрое» шлифование окрашиваемых поверхностей шлифовальными шкурками. При небольшой толщине покрытия, не имеющего механических повреждений, его шлифуют механическим способом до слоя эпоксидной грунтовки заводской окраски. При значительной коррозии поверхность зачищают до металла и обрабатывают преобразователем ржавчины, который вступает в химическую реакцию с ржавчиной и преобразует ее в твердую ровную поверхность, обеспечивающую лучшую адгезию уплотняющего состава, чем при нанесении этого же состава непосредственно на ржавчину. Поверхность, подвергаемая обработке преобразователем ржавчины, должна быть чистой, отслаивающуюся ржавчину необходимо удалить с помощью металлической щетки. В то же время необходимо, чтобы на поверхности оставался налет ржавчины, иначе преобразователь ржавчины не будет вступать в реакцию. Если отслаивающаяся ржавчина не удалена, то преобразователь ржавчины не обеспечит соответствующую адгезию с поверхностью. Вновь моют кузов водой, обдувают сжатым воздухом и сушат. Обезжиривают окрашиваемые поверхности уайт-спиритом или бензином-растворителем БР-1 и промазывают уплотнительной мастикой сварные швы и стыки замененных деталей. Удаляют излишки мастики ветошью, смоченной уайт-спиритом. Поверхности, не подлежащие окраске, изолируют плотной бумагой и клейкой лентой. Непосредственная подготовка поверхности детали к окрашиванию. Прошлифованные до металла обезжиренные поверхности шпатлюют и покрывают грунтовкой для получения высокой адгезии с металлом, хорошего сцепления с вышележащими слоями и надежных антикоррозионных свойств. Для лучшей адгезии шпатлевки с основанием необходимо удалить масляные пятна и грязь, сдуть воздухом частицы, оставшиеся после шлифования. После этого следует смочить ветошь в обезжиривающем растворителе и протереть ею поверхность, чтобы растворить масляные пятна. Затем протирают поверхность сухой ветошью для удаления масляных пятен до того, как поверхность высохнет. Разбавляют грунтовку ксилолом или сольвентом. Пониженная вязкость не обеспечивает надежной защиты от коррозии, высокая — хорошего сцепления с последующими слоями покрытий. Грунтование следует выполнять в минимальные сроки после подготовки поверхности. После грунтования и охлаждения кузова выполняют его «мокрое» шлифование шкуркой, моют водой, обдувают сжатым воздухом, сушат. При необходимости шпатлюют неровные места. Шпатлевка наносится тонким слоем: лаковая шпатлевка — слоем толщиной не более 0,3...0,5 мм, другие — не более 0,1 мм. Не рекомендуется наносить более пяти слоев шпатлевки. Загустевшую шпатлевку разбавляют ксилолом до необходимой вязкости. После нанесения шпатлевки сушат кузов при температуре 18...20 °С в течение 30 мин и снова шлифуют зашпатлеванные поверхности шкуркой. Шлифование необходимо для сглаживания шероховатостей, оставшихся после шпатлевания, и для создания лучшего сцепления между слоями покрытия. Шлифуют промежуточные и последние слои после высыхания каждого слоя. Во избежание образования пыли рекомендуется «мокрое» шлифование водостойкой шкуркой. Шлифование выполняют вручную или пневматическими машинками. Затем кузов моют, продувают сжатым воздухом и сушат. Изолируют неокраши-ваемые поверхности кузова плотной бумагой, клейкой лентой и устанавливают его в окрасочную камеру. Обезжиривают окрашиваемые поверхности уайт-спиритом. Открывают двери, капот, крышку багажника. При подготовке кузова к окраске наиболее сложными операциями являются шпатлевание и грунтование, удаление первоначального лакокрасочного покрытия и ржавчины, поэтому эти операции рассмотрим более детально. Шпатлевание и шлифование (вышкуривание). Шпатлевка обладает схожими свойствами с краской. На рис. 9.10 показан слой шпатлевки, наносимый при выполнении окрасочных работ.
Рис. 9.10. Порядок нанесения слоев при окраске:
Грунтовка служит для защиты от ржавчины, создания поверхности с хорошей адгезией. Шпатлевка предназначена для заполнения глубоких вмятин. Грунтовка-порозаполнитель создает гладкую поверхность с хорошей адгезией и предотвращает впитывание в шпатлевку лакокрасочного покрытия. Технологический процесс шпатлевания состоит из двух этапов: обработки основания и нанесения шпатлевки (рис. 9.11).
Рис. 9.11. Технологический процесс шпатлевания Для шпатлевания применяется специальный инструмент (рис. 9.12).
Рис. 9.12. Инструмент для шпатлевания Палочка для приготовления шпатлевки (рис. 9.12, а) служит для приготовления и извлечения шпатлевки из емкости. Обычно ее изготавливают из металла или пластмассы. Пластина для приготовления шпатлевки (рис. 9.12, б) необходима для смешивания шпатлевочной основы и отвердителя. Изготавливается из металла, дерева, пластмассы или картона. Плашка (рис. 9.12, в) применяется для шлифования шпатлевки с помощью закрепленной на плашке наждачной бумаги. Она имеет различные формы и размеры, изготавливается из дерева, пластмассы, резины. Шпатель (рис. 9.12, г) предназначен для приготовления шпатлевки на пластине и нанесения шпатлевки на кузовную панель. Изготавливается из металла, пластмассы, дерева или резины. Для шлифования (вышкуривания) окрашенной или зашпат-леванной поверхности наждачной бумагой применяют шлифовальные машинки, которые классифицируются по источнику питания и направлению движения шлифовальной платформы. На рис. 9.13 показаны основные виды шлифовальных машинок в зависимости от направления шлифования.
Рис. 9.13. Основные виды шлифовальных машинок Эпициклическая шлифовальная машинка (рис. 9.13, а) для вышкуривания шпатлевки и грунтовки-порозаполнителя обеспечивает равномерное шлифование по всей площади рабочей поверхности и позволяет создавать гладкую поверхность даже при наличии недостаточного опыта шлифования. Эксцентриковая шлифовальная машинка (рис. 9.13, б) служит для вышкуривания шпатлевки, грунтовки-порозаполни-теля и сглаживания краев. Эффективность шлифования рабочей поверхности такой машинкой по краям выше, чем в центре. В прямой шлифовальной машинке для грубого вышкури-вания шпатлевки (рис. 9.13, в) шлифовальная платформа перемещается по прямой линии, поэтому ее можно использовать для шлифования около прямых выступающих линий кузова. Звездообразная шлифовальная машинка для грубого вышку-ривания шпатлевки (рис. 9.13, г) отличается высокой эффективностью шлифования. Скорость вращения диска не уменьшается, даже если его сильно прижать к обрабатываемой поверхности. Существует несколько типов шлифовальных платформ различной жесткости. Более жесткие платформы используются для придания поверхностям формы, более мягкие — для полирования поверхностей. Шлифовальные материалы (наждачная бумага) различных форм и зернистости предназначены для шлифования лакокрасочного покрытия или шпатлевки с помощью шлифовальной машинки либо плашки. На рис. 9.14 дана классификация наждачной бумаги.
Рис. 9.14. Классификация наждачной бумаги Виды наждачной бумаги по форме показаны на рис. 9.15.
Рис. 9.15. Виды наждачной бумаги по форме:
Шлифовальные материалы классифицируются по размеру используемого зерна. Зернистость указывает на размер абразивных частиц. При этом используются так называемые ряды Р. Размеры зерен устанавливаются по сетке дюймового формата, т.е. номер зернистости обозначает количество ячеек стороны квадрата площадью один квадратный дюйм, через который просеиваются зерна (рис. 9.16).
Рис. 9.16. Дюймовая сетка размеров зерен Наиболее распространенным обозначением размера зернистости является размер частиц по шкале FЕРА (Европейский союз изготовителей шлифовальных материалов). Размер частиц обозначается латинской буквой Р и последующей цифрой. Чем больше номер зернистости, тем меньше размер частиц (Р12 — обозначение для самых больших частиц, Р1200 — для самых мелких частиц). При шлифовании шпатлевки чаще всего используется наждачная бумага зернистостью 40...180Р. На рис. 9.17 приведены примеры использования наждачной бумаги определенной зернистости.
Рис. 9.17. Примеры использования наждачной бумаги в зависимости от зернистости Наряду с зернистостью ряды Р определяют допуски на наличие мелких и крупных зерен. Размещение шлифовальных зерен на несущем материале может быть открытым, плотным и закрытым. При открытом размещении зерна уложены равномерно и покрывают 50...70 % площади поверхности, поэтому между ними сохраняется большое пространство, куда может попасть шлифовальная пыль. Такое размещение зерен подходит для вязких мажущихся материалов. При плотном и закрытом размещении зерна покрывают 90...100 % площади поверхности несущего материала. Такой материал отличается повышенной стойкостью и позволяет достигать более высокого качества обрабатываемой поверхности. Он рекомендуется для чистовой обработки поверхностей в местах, где нет опасности засаливания. Один из параметров шлифовального материала — глубина риски. Она является критерием качества обрабатываемой поверхности, измеряется в микронах и показывает отклонение профиля поверхности от идеального. При обработке с помощью шлифовального материала глубина риски зависит от размера зерен и плотности их размещения (табл. 9.1). Таблица 9.1 Влияние глубины риски на качество обрабатываемой поверхности
Первичное нанесение грунтовки. Грунтование — один из важнейших этапов окраски кузова. Оно обеспечивает прочное сцепление лакокрасочного покрытия с поверхностью детали, защиту металла от коррозии, а также заполняет остаточные риски и поры на зашпатлеванном участке, формируя поверхность для нанесения красок. Но совместить весь комплекс требуемых качеств в одной грунтовке практически невозможно, поэтому они подразделяются на два типа:
Грунтовка наносится с помощью кисти (рис. 9.18, а) или пульверизатора (рис. 9.18, б).
Рис. 9.18. Нанесение грунтовки Приготовление шпатлевки. Шпатлевочную основу смешивают с отвердителем углом шпателя и тщательно перемешивают (рис. 9.19).
Рис. 9.19. Приготовление шпатлевки:
Нанесение шпатлевки. Сначала наносится тонкий слой шпатлевки на всю металлическую поверхность лезвием шпателя (рис. 9.20, а). Далее наносится основной слой шпатлевки, который должен возвышаться над уровнем лакокрасочного покрытия. При первом движении шпателя необходимо захватить сглаженный край лакокрасочного покрытия (рис. 9.20, б).
Рис. 9.20. Нанесение шпатлевки Далее шпатлевку наносят таким образом, чтобы шпатель захватывал не менее одной трети предыдущей полоски (рис. 9.20, в). Грубые полоски шпатлевки сглаживают до образования равномерной поверхности (рис. 9.20, г). Сушка (отвердевание). Она выполняется в течение 20...30 мин при комнатной температуре после нанесения шпатлевки. Процесс отвердевания можно ускорить, нагрев шпатлевку до температуры 50 °С. Прекращают сушку после того, как шпатлевка затвердеет. Твердость на ощупь означает, что после легкого прикосновения к зашпатлеванной поверхности на пальцах не остается следов шпатлевки. Шлифование. Для получения первоначальной формы панели шпатлевку необходимо прошлифовать с помощью шлифовальной машины или плашки наждачной бумагой зернистостью 80. Сначала слегка прошлифовывают зашпатлеванную поверхность и проверяют, остаются ли частицы шпатлевки в наждачной бумаге. Если бумага забивается частицами шпатлевки, это означает, что шпатлевка до конца не высохла. После полного высыхания зашпатлеванную поверхность шлифуют до получения первоначальной формы панели. Шлифование продолжается до тех пор, пока не станет заметен сглаженный край лакокрасочного покрытия (рис. 9.21).
Рис. 9.21. Завершение шлифования:
Грунтование перед покраской (повторное грунтование). После завершения выравнивания зашпатлеванной поверхности путем шлифования переходят к следующему этапу — повторное грунтование. Грунтование — один из важнейших этапов окраски кузова. Кроме адгезии лакокрасочного покрытия с поверхностью детали и защиты металла от коррозии оно обеспечивает заполнение остаточных рисок и пор на зашпатлеванном участке, формируя поверхность для нанесения красок. Перед нанесением грунтовки необходимо тщательно обеспылить ремонтируемую поверхность и обезжирить ее. В качестве примера рассмотрим вариант с базовой краской «металлик». Для грунтования понадобятся:
После того как будут подготовлены все необходимые материалы, автомобиль загоняют в окрасочную камеру, в которой не должно быть пыли и работает приточно-вытяжная вентиляция. Если работа производится в холодное время, необходимо дать машине прогреться до температуры воздуха в камере. Далее нужно смочить салфетку обезжиривателем и протереть весь кузов, устранив тем самым жир, пыль и другие нежелательные вещества. После этого можно приступать к смешиванию компонентов грунтовки согласно инструкциям. Грунтовку наносят краскораспылителем равномерными слоями (каждый толщиной примерно 1 мм). Для лучшего смачивания окрашиваемой поверхности и сцепления с последней рабочая вязкость грунта должна составлять 23...24 с. Как правило, достаточно двух-трех слоев. Между нанесением слоев необходим временной промежуток около 10 мин, чтобы дать подсохнуть и «схватиться» предыдущему слою. После того как все слои нанесены, кузов высушивают. После высыхания грунтовку нужно заматовать, т.е. придать поверхности шероховатость наждачной бумагой мелкой зернистости. Шлифование выполняют вручную или пневматическими машинками как всухую, так и с использованием воды. Затем кузов моют, продувают сжатым воздухом и сушат. Перед окраской изолируют неокрашиваемые поверхности плотной бумагой, клейкой лентой. Обезжиривают окрашиваемые поверхности уайт-спиритом. Грунтование отдельного элемента отличается от вышеприведенного алгоритма действий лишь площадью обрабатываемой поверхности и меньшим расходом материала. Цвет грунтовки имеет определенное значение. Хотя краска полностью перекрывает грунтовку, однако в будущем в местах сколов грунтовка, схожая по тону с краской, будет заметна намного меньше и перекрыть ее будет проще. Самый распространенный — серый нейтральный цвет, он подходит, как правило, под краску любого цвета. Однако при кузовном ремонте используются белый и черные цвета. Смешав их, можно получить более светлый или темный серый цвет. Пример подготовки отдельной детали кузова под окраску (крыло, дверь и т.д.). Начинают с мойки и чистки детали. Удаляют старую краску. Если деталь была восстановлена после удара или поражения коррозией, если она несколько раз перекрашивалась или была окрашена нитроэмалью, то потребуется обработка грубой шкуркой зернистостью Р80 или смывка. После этого поверхность еще раз следует прошлифовать сухой грубой шкуркой. Шлифование производится вручную (рис. 9.22, а) или шлифовальной машинкой при большой площади поверхности (рис. 9.22, б). Если применяется шлифовальная машинка, то ее всегда нужно располагать параллельно обрабатываемой поверхности. В противном случае на поверхности могут образоваться впадины, которые затем будет сложно удалить.
Рис. 9.22. Шлифование Затем приступают к «мокрому» шлифованию менее грубой шкуркой всей поверхности, подготовленной к нанесению шпаклевки. Поверхность обезжиривают и шпателем наносят на нее двухкомпонентную либо эпоксидную шпатлевку (в зависимости от состояния детали). Рекомендуется проводить шпателем по одному месту только один раз: при этом получаются ровные края и шпатлевка под шпателем ложится ровно. После ее высыхания производится «мокрое» шлифование абразивом Р120...180. Более грубый абразив применять не следует, так как могут образоваться глубокие риски, которые затем будет сложно устранить.
По мере шлифования последующих слоев шпатлевки применяют абразивы с более мелкой зернистостью. При этом действует правило «100», т.е. последующий слой шпатлевки снимается абразивом с зернистостью Р100. В идеальном случае — в такой последовательности: Р80-120; Р180-Р240; Р320-Р400. При подобном чередовании каждая последующая мелкая градация абразива наиболее эффективно устраняет риски от предыдущих абразивов. При правильном чередовании каждая последующая градация уменьшает шлифовальные риски от предыдущей градации в 2 раза (рис. 9.23, а, б). При перескакивании через градацию риски от более крупного абразива не перешлифовываются полностью (рис. 9.23, в) и лакокрасочный материал после высыхания может просесть в оставшиеся углубления.
Рис. 9.23. Чередование рисок от предыдущих абразивов На шпатлевочном слое все места должны быть зашлифованы так, чтобы не было никаких полосок, изъянов, штрихов. Зашлифованные участки обязательно промывают водой и проверяют кончиками пальцев обработанную поверхность. После высыхания поверхность надо обезжирить и с помощью распылителя положить слой грунтовки. Во избежание ее попадания на соседние поверхности, которые не подлежат окраске, необходимо покрыть их бумагой и липкой лентой. Перед шлифованием промежуточных слоев бумагу снимают, а перед нанесением последующего слоя вновь наклеивают. Грунтовка хорошо проявляет изъяны. Если они обнаруживаются, то надо снова шлифовать поверхность и при необходимости шпатлевать ее, стараясь не повредить при этом бездефектные слои грунтовки или старой краски. После исчезновения заметных, ощущаемых рукой границ между новым слоем грунтовки и слоем вновь нанесенной шпатлевки мелкой шкуркой осторожно проходят по всей поверхности, подготавливая ее к окраске. При исправлении дефекта покрытия красить только одно поврежденное место не рекомендуется. Оно будет выделяться, а подобрать эмаль по цвету и колеру очень сложно. Красить это место следует до какой-либо границы, выступа или целиком всю деталь.
|