>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Ремонт кузовов легковых автомобилей

7. Ремонт деталей кузова из полимерных материалов

       

7.4. Ремонт деталей из пластмасс

Способ ремонта деталей из пластмасс зависит от характера повреждения детали и ее материала. Если царапины неглубокие и нарушают только лакокрасочное покрытие, то ремонт сводится к восстановлению внешнего вида. Глубокие царапины зашпатлевывают перед окраской. В тех случаях, когда из-за значительной глубины повреждения при дальнейшей эксплуатации возможно образование трещин, производят сварку или склеивание.

Сварка — процесс получения неразъемного соединения фрагментов (осколков) поврежденного участка путем их местного сплавления. Сварка пластмасс может проводиться как внахлестку, так и встык с применением присадочного материала (прутков из термопластика). Это более прочный способ ремонта, чем склеивание, поэтому она предпочтительнее для изделий из термопластов.

Для нагрева пластмасс могут использоваться паяльники, выжигатели по дереву, а в случаях сложного ремонта — технические фены (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Нагревательные устройства:
а — паяльник; б — выжигатель по дереву; в — термовоздуходувка (фен)

В случае применения фена можно использовать специальные насадки (рис. 7.6).

Рис. 7.6. Насадки для фена:
а — редукционная; б — для быстрой сварки; в — шлицевая

Паяльник должен быть достаточно мощным (желательно 100 Вт), с загнутым жалом, чтобы можно было разравнивать расплавленный пластик.

Наиболее характерная деталь кузова — бампер, поэтому технологии ремонта пластмассовых деталей будем рассматривать на его примере. Если поврежденный участок находится за декоративной деталью, например за молдингом или заглушкой, то ее перед сваркой демонтируют. Поскольку эти детали крепятся к бамперу чаще всего нетермостойким клеем, то их отделяют, нагревая с помощью технического фена. Материал бампера зачищают по обе стороны от будущего сварного шва на ширину 15 мм. Концы трещин засверливают для предотвращения их роста, а кромкам придают V-образный профиль глубиной до 5 мм с углом 90° (рис. 7.7, а), например специальной фрезой.

Рис. 7.7. Схема сварочного шва:
а — при толщине до 5 мм; б — двухстороннего при толщине более 5 мм; в — при толщине более 5 мм за несколько проходов; 1 — материал свариваемого бампера; 2 — сварочный шов

Вырезают присадочный пруток необходимой длины и ширины. Затачивают его так, чтобы в сечении он приобрел треугольную форму, а кончик — форму иголки (это позволяет легче начинать сварку). При сварке ребро присадочного прутка будет утопать в канавке от жала паяльника. При этом площадь сварки увеличивается и надежность шва возрастает.

Желательно производить пробную сварку для проверки однородности (совместимости) материалов прутка и бампера, а также для подбора температуры нагрева, скорости перемещения фена и усилия вдавливания. Термопласты не имеют явно выраженной точки плавления, а постепенно переходят из твердого состояния в вязкотекучее. Поэтому для получения сварного шва необходимо упереть пруток в зону плавления и после размягчения пластика вдавить в шов до требуемого сечения.

Сварку проводят в два этапа. Сначала скрепляют края поврежденного участка с помощью предварительной (скрепляющей) сварки. Она позволяет зафиксировать взаимное положение соединяемых фрагментов и исправить их небольшую деформацию. Для облегчения операции используют струбцины. Скрепляющая сварка выполняется короткими швами (прихватками) по всей длине будущего соединения. После нее производят окончательную сварку. Получаемый шов должен незначительно возвышаться над свариваемой поверхностью и быть гладким.

В зависимости от характера повреждения и доступности места ремонта сварку производят с внутренней или лицевой стороны. При толщине стенки 5 мм и более — с двух сторон (рис. 7.7, б) или за несколько проходов (рис. 7.7, в) для уменьшения коробления и внутренних напряжений в материале. Для устранения проломов подбирают фрагмент от другого аналогичного бампера или подгоняют кусок такого же термопласта и накладывают шов по всему периметру повреждения.

После того как место сварки остынет, производят окончательную доводку и подготовку под окраску: шлифуют (начиная со шлифовальной бумаги зернистостью 100...120, затем 180, доводка — 320), шпатлюют (специальной шпатлевкой для пластмассы), после чего красят.

Самая важная операция сварки — нагрев до нужной температуры.

Выделяют следующие градации нагрева:

  1. нагрев до температуры пластичности — материалу можно придать определенную форму, гнуть в нужном направлении;
  2. нагрев до температуры плавления — можно сваривать поврежденные участки, добавлять недостающие вставки;
  3. нагрев до температуры разрушения — шов получается хрупкий и содержит продукты разложения пластмассы.

Часто при сварке-пайке обычным паяльником возникают проблемы с перегревом, поскольку невозможно строго выдержать нужную температуру, кроме того, немалую роль играет температура окружающей среды. Хорошо паяется паяльником полиамид. Для сварки ABS использовать паяльник не рекомендуется.

Ремонт нагревом используется для устранения вмятин на термопласте. После постепенного прогрева деформированной поверхности (желательно, чтобы температура не превышала 200 °С) прикладывается механическое усилие до восстановления первоначальной формы изделия.

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru