>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Ремонт кузовов легковых автомобилей

9. Окраска кузовов

       

9.4.1. Окраска кузова

Способы окраски и применяемое оборудование. Наиболее широко распространенные способы окраски — это окраска в электрическом поле высокого напряжения (рассмотрена выше), окраска пневматическим воздушным, безвоздушным и аэрозольным распылением.

Окраска пневматическим воздушным распылением. Этот способ является основным. Примерно 70 % производимых лакокрасочных материалов наносят на поверхности именно им. Он позволяет наносить на поверхности большой площади равномерные слои грунтовки, лака, эмали.

Суть способа заключается в том, что лакокрасочный материал сжатым воздухом интенсивно дробится на мельчайшие частицы и наносится равномерным тонким слоем на окрашиваемую поверхность. Способ применим в любых производственных условиях при наличии сжатого воздуха и вытяжной вентиляции. Продолжительность окраски меньше, чем при других способах. Оборудование для пневматического воздушного распыления несложное по конструкции и надежное в эксплуатации.

К недостаткам данного способа следует отнести:

  • образование красочного тумана, что ухудшает санитарногигиенические условия труда;
  • необходимость интенсивного отсасывания загрязненного воздуха;
  • большой расход лакокрасочных материалов вследствие потерь краски (30...60 % в зависимости от размеров и конфигурации деталей);
  • большой расход растворителей для доведения лакокрасочных материалов до рабочей вязкости;
  • необходимость наличия в производственных помещениях специальных окрасочных камер с приточно-вытяжной вентиляцией.

Воздушное распыление лакокрасочных материалов осуществляют с помощью краскораспылительных устройств. Сжатый воздух под давлением 0,4...0,7 МПа подается от сети или автономно работающего компрессора. Схема краскораспылительной установки показана на рис. 9.24.

Рис. 9.24. Схема краскораспылительной установки:
1 — краскораспылитель (окрасочный пистолет); 2, 3, 6 — шланги; 4 — влагомаслоотделитель; 5 — красконагнетательный бак

Во влагомаслоотделитель подается сжатый воздух для очистки его от воды и масла. Очищенный сжатый воздух по шлангу 2 поступает в краскораспылитель и одновременно по шлангу 3 через редуктор давления — в красконагнетательный бак. Под давлением сжатого воздуха лакокрасочный материал поступает по шлангу 6 к краскораспылителю (окрасочному пистолету).

Если расход лакокрасочного материала небольшой, то материал подается самотеком из стакана, расположенного на корпусе краскораспылителя. Такие распылители применяют при незначительных объемах работ в случае исправления дефектов окрашенной поверхности с небольшим расходом краски. Разрез краскораспылителя показан на рис. 9.25.

Рис. 9.25. Краскораспылитель:
1 — игла распылителя; 2 — распылитель с головкой и мундштуком; 3 — бачок с краской; 4 — винт регулировки иглы распылителя (количества подаваемой краски); 5 — винт регулировки положения конуса; 6 — штуцер подачи сжатого воздуха; 7 — курок

В распылителе имеются воздушные каналы, которые подведены к головке. Она представляет собой конус. Конус большего размера обеспечивает большую концентрацию краски, конус меньшего размера — меньшую.

Работает краскораспылитель следующим образом. Воздух подается через штуцер к пистолету. При нажатии на курок отводится клапан и открывает сжатому воздуху проход по каналам в корпусе и головке. Затем курок нажимает на упор, отводит иглу и открывает проход лакокрасочному материалу. Под действием потока воздуха краска поступает из бачка 3 через фильтр и затем распыляется. При снятии усилия с курка пружины возвращают иглу и клапан в исходное положение.

Регулировка выхода краски из сопла головки краскораспылителя производится регулятором иглы (запорным винтом) 4. В нерабочем состоянии игла прижата к коническому отверстию сопла. Регулировать пятно распыла краски можно простейшим способом — путем пробного окрашивания куска картона или жести с соблюдением требуемого расстояния между распылителем и окрашиваемой поверхностью.

Краскораспылители могут иметь бачок, расположенный как над пистолетом (рис. 9.26, а), так и под ним (рис. 9.26, б).

Рис. 9.26. Виды краскораспылителей

Окраска путем пневматического распыления осуществляется сжатым воздухом, обтекающим струю краски. Образуется мелкодисперсный аэрозоль в виде тумана, наносимый на окрашиваемую поверхность. Краскораспылитель должен быть расположен перпендикулярно к окрашиваемой поверхности, иначе краска будет ложиться неравномерно. Для снижения расхода краски краскораспылитель должен находиться на расстоянии 250...300 мм от окрашиваемой поверхности. При более близком расстоянии краска будет «сбиваться» в струю и образовывать подтеки. Краскораспылитель передвигают со скоростью 0,2...0,3 м/с и наносят краску параллельными полосами: сверху вниз и снизу вверх с перекрытием 40...50 мм. Окраска безвоздушным распылением. Окраска этим способом выполняется без подачи сжатого воздуха. Распыление осуществляется под воздействием высокого давления на лакокрасочный материал, который нагревают до температуры 40...100 °С и под давлением 4...10 МПа подают к распылительному устройству.

Факел распыления формируется за счет перепада давления при выходе лакокрасочного материала из сопла распылителя и последующего быстрого испарения части нагретого растворителя, которое сопровождается значительным его расширением. Производительность безвоздушного распыления почти в 2 раза выше, чем пневматического. При безвоздушном распылении снижается расход лакокрасочного материала, можно использовать более вязкие материалы. Недостатком является необходимость оборудования для создания высокого давления.

Схема установки для безвоздушного распыления приведена на рис. 9.27. В этой установке краску из емкости 1 подают насосом 2 через нагреватель 6 и фильтр 7 к краскораспылителю 9. Температуру краски измеряют термометром 8, а давление — манометром 3. Неиспользованную краску направляют через клапан 4 обратно в емкость. После окончания работы краску из системы сливают через кран 5.

Рис. 9.27. Схема установки для безвоздушного распыления лакокрасочных материалов

При безвоздушном распылении факел распыления имеет четкие границы и защищен от окружающей среды оболочкой из паров растворителя. По сравнению с пневматическим распылением данный способ обеспечивает уменьшение потерь на туманообразование на 20...35 % и расхода растворителя на 15...25 % с сокращением времени окрашивания.

Для безвоздушного распыления могут быть использованы установки УРБ, «Виза-1», «Факел-2», «Луч-2» и др.

Окраска аэрозольным распылением. При аэрозольном распылении краска находится в металлическом герметичном баллоне под давлением до 2 кг/см2 инертного газа — фреона-пропеллента. При нажатии на клапан краска распыляется из сопла диаметром 0,5 мм и образует покрытие равномерной толщины. Распыление происходит в основном за счет испарения пропеллента. В качестве распыляющего агента могут служить также некоторые сжиженные газы.

С помощью баллона вместимостью 0,5 л можно окрасить около 2 м2 поверхности при толщине пленки 12...14 мкм. Расстояние от баллона до окрашиваемой поверхности должно быть 200...250 мм, ширина окрасочного факела (при диаметре сопла 0,5 мм) — 50...65 мм. Перед применением краску в баллоне следует хорошо взболтать. Для аэрозольного нанесения наиболее пригодны лакокрасочные материалы на основе алкидных и акриловых смол, а также нитролаки (эмали) на низковязком коллоксилине.

В баллоне должно находиться одинаковое количество лакокрасочного материала и фреона. Аэрозольное распыление особенно эффективно при подкраске дефектных мест, а также при нанесении лака.

Приготовление лакокрасочных материалов. Приготовление лакокрасочных материалов — это выполнение всех предварительных операций (определение рецепта, взвешивание, смешивание, фильтрация, введение катализатора) перед их нанесением.

Однокомпонентная технология (1K-system). Лакокрасочные материалы приготавливаются без катализатора. Достоинство способа — дешевизна материалов, недостатки — слабая прочность покрытия, слабая устойчивость к химическим воздействиям, коррозии. Эта технология используется, как правило, для изготовления грунтов, жидких шпатлевок, наполнителей.

Двухкомпонентная технология (2К-system). Лакокрасочные материалы приготавливаются с использованием двух компонентов — основы и катализатора (отвердителя). Достоинства — высокая прочность покрытия, устойчивость к химическим воздействиям, коррозии, недостаток — то, что время использования материала ограничено из-за быстрой полимеризации.

Трехкомпонентная технология (3К-system). Встречается в обозначении некоторых систем восстановления лакокрасочного покрытия. Трехкомпонентной в полном смысле данная технология не является, так как представляет собой сочетание первых двух технологий и используется для приготовления металлизированных красок типа «металлик» и «перламутр». Первое покрытие (краситель) приготавливается по однокомпонентной технологии, второе (лак) — по двухкомпонентной.

Технологии приготовления ремонтных красок различными производителями имеет общий принцип, основой которого является базовый комплект красок. Как правило, он состоит из 12-120 цветовых компонентов, что позволяет приготавливать краски различных цветов и оттенков (более 50 тыс. вариантов).

Каждый производитель автомобилей имеет свою собственную, отличную от других, систему обозначения номеров красок. Номер лакокрасочного покрытия обычно указывается на табличках (рис. 9.28) в подкапотном пространстве, дверных проемах, багажнике, на внутренней части бампера и т.д. Если заводской код краски на автомобиле отсутствует, его можно определить по специальной дилерской программе либо по так называемой цветовой документации — каталогам, веерам, пандекам.

Рис. 9.28. Идентификационная табличка с обозначением кода краски (1F7)

Рецептуру для приготовления краски выбирает колорист, от профессионализма которого зависит конечный результат. Имеются каталоги с образцами цветов и оттенков, используемых мировой автопромышленностью. Эти каталоги ежегодно обновляются. Зная заводской номер лакокрасочного покрытия автомобиля или имея образец этого покрытия, колорист находит соответствующий номер в каталоге, по которому и определяет рецепт краски. После нахождения кода краски с помощью специальных компьютерных программ по цветоподбору определяют рецептуру или формулу нужного цвета. Другой (более старый) способ — хранение рецептур краски на диапозитивах-микрофишах. На пленках размерами 10 х 15 см хранятся рецепты, отпечатанные очень мелким шрифтом. Микрофиши читают с помощью специальных проекционных систем. Этот способ в настоящее время применяется очень редко.

Для цветоподбора используются специальные комплекты. В комплект входит стенд для красок, включающий набор красок различных цветов (рис. 9.29, а), компьютер с программным обеспечением по подбору красок и электронные весы (рис. 9.29, б), мерные емкости для смешивания красок (рис. 9.29, в), цветовые веера (рис. 9.29, г) и каталоги. Требуемый оттенок получают путем дозированного смешивания необходимых базовых цветов в специальных мерных емкостях на электронных весах. На них в этих емкостях по полученному рецепту составляется краска, которая тестируется на соответствие оттенка.

Рис. 9.29. Комплект для подбора краски

Для тестирования краску с помощью окрасочного пистолета наносят на картонные или металлические тестовые пластины (рис. 9.30, а). Сушат окрашенные пластины в специальных подогревательных печках или лампами. Краску на высушенной тестовой пластинке сравнивают с краской автомобиля (рис. 9,30, б).

Рис. 9.30. Тестовая пластинка (а) и сравнивание ее цвета с краской автомобиля (б)

Одних только технических данных об исходном оттенке автомобильной краски на практике, как правило, оказывается недостаточно, поскольку с течением времени любое лакокрасочное покрытие выцветает, утрачивает первоначальные оттенки. В подборе автоэмали не исходного оттенка, а того, который сформировался на автомобиле за период его эксплуатации, активную роль играет колорист. В случае несовпадения оттенка производят доколировку рецептуры.

Если отсутствует рецепт краски и его невозможно найти, то по части окрашенной поверхности (например, крышке лючка заливной горловины топлива) подбирают ее по каталогам цветов или путем автоматизированного подбора. Автоматизированные системы подбора краски основаны на измерении спектральных характеристик лакокрасочного покрытия специальным прибором — спектрофотометром. Результаты измерений передаются на компьютер, который подбирает из базы данных рецептуру, наиболее соответствующую реальному образцу краски. Упростить приготовление образца по выбранным рецептам позволяют компьютерные весы, имеющие обратную связь с компьютером.

Подбор красок типа «металлик» или «перламутр» осложняется тем, что они имеют очень неровную спектральную характеристику из-за присутствия в красителе отдельных частиц металла и (или) слюды. Это затрудняет измерения спектрофотометром: их приходится проводить в нескольких плоскостях. Погрешности в измерениях могут стать причиной несовпадения оттенков приготовленной краски и оригинального покрытия автомобиля.

При подборе красок типа «металлик» необходимо учитывать следующее:

  • более сильное разбавление краски обусловливает более светлый оттенок; очень слабое разбавление — более темный;
  • давление воздуха более высокое — более светлый оттенок, давление более низкое — цвет темнее;
  • чем больше при окраске расстояние между краскопультом и окрашиваемой поверхностью, тем светлее получаемый цвет, при меньшем расстоянии цвет темнее;
  • металлические лаки при сушке осветляются в результате подъема алюминиевых блесток;
  • образец должен быть окрашен по краям, чтобы облегчить сравнение;
  • покрываемая поверхность должна быть очищена и при необходимости отполирована;
  • нельзя слишком долго смотреть на образец, так как глаза устают и это приводит к ошибочной оценке.

Подгонку краски необходимо осуществлять при дневном, а не при искусственном свете. Цвета образца и краски для ремонта при свете флюоресцентных ламп могут выглядеть совершенно одинаковыми, но сильно различаются при дневном свете. Это явление называется метамеризмом. Однако и дневной свет не постоянен. Изготовители красок создали световые приборы, обеспечивающие освещение с постоянной интенсивностью, аналогичное дневному свету. Нанесение лакокрасочного покрытия на кузов автомобиля. При нанесении лакокрасочного покрытия и его сушке необходимо соблюдать следующие требования:

  • окрашиваемую поверхность нужно тщательно обработать и обезжирить, она не должна быть ржавой, масляной, влажной;
  • все новые детали и запасные части, подлежащие окраске, обязательно должны быть очищены от защитного слоя, которым их покрывают для транспортировки и хранения;
  • к обезжиренной и отшлифованной поверхности нельзя прикасаться руками;
  • все отшлифованные места следует повторно грунтовать;
  • температура воздуха в помещении, где проводятся работы, а также температура окрашиваемой поверхности и лакокрасочных материалов не должна быть ниже 18 °С;
  • окрасочно-сушильная камера должна иметь подвод свежего осушенного и отфильтрованного воздуха; в противном случае на покрытие осядет пыль и оно не будет иметь необходимого блеска;
  • каждый последующий слой наносится только после того, как растворители предыдущих слоев полностью испарятся.

После подготовки поверхности наносят первые слои краски. Количество слоев зависит от состава краски, ее эксплуатационных свойств и способа нанесения. Первый слой выявляет все дефекты зашпатлеванной поверхности. Иногда слои краски наносят на не окончательно высохший (лишь слегка подсохший от растворителей) слой грунтовки. При этом сокращается время окраски и обеспечивается лучшая межслойная адгезия. Обычно применяют ту же краску, которой кузов был окрашен ранее. Краскораспылителем наносят два слоя эмали (с промежуточной сушкой в течение 7...10 мин) на внутренние окрашиваемые поверхности салона, моторного отсека, багажного отделения, дверные проемы, торцовые поверхности дверей. Затем наносят три слоя эмали на наружные поверхности кузова с промежуточной сушкой 7...10 мин.

При окраске могут возникать различные дефекты (табл. 9.2).

Таблица 9.2

Возможные дефекты окраски и способы их устранения

Для предотвращения появления царапин и потертостей на окрашенных поверхностях после окончательной окраски автомобиль не следует мыть в течение месяца, если это зимний период, и не менее двух недель летом.

Локальный ремонт повреждения лакокрасочного покрытия кузова (на примере бампера). Небольшие повреждения лакокрасочного покрытия: потертости (рис. 9.31, а), царапины (рис. 9.31, б) — это самые распространенные повреждения кузова автомобиля. При повреждениях этого вида не требуется восстановления формы кузовного элемента, за исключением шпатлевания, поскольку необходимо выравнивание на микроуровне.

Рис. 9.31. Повреждения лакокрасочного слоя

Чтобы не загрязнить кузов, место ремонта локализуют. Автомобиль закрывают пленкой, а ее края прикрепляют скотчем (рис. 9.32, а).

Рис. 9.32. Локализация места ремонта (а) и обезжиривание (б)

Ремонтируемую поверхность тщательно обезжиривают (рис. 9.32, б), чтобы удалить загрязнения на кузове — силиконы, жиры и т.д. После этого поверхность обрабатывают водноспиртовым очистителем для удаления неорганических включений.

После протирки и просушки производят шлифование абразивным кругом зернистостью Р180 до подложки (рис. 9.33, а).

Рис. 9.33. Шлифование (а) и поверхность после шлифования (б)

При шлифовании обрабатываемая поверхность должна выходить за зону ремонта на 2...3 см (рис. 9.33, б). Подобный запас, называемый иначе клином, необходим для того, чтобы плавно вывести зону ремонта к нетронутой поверхности.

Обработанный участок обдувают и шлифуют повторно вручную шлифовальной лентой зернистостью Р180 на поролоновой основе (рис. 9.34, а), после чего осуществляют обезжиривание и последующее шпатлевание (рис. 9.34, б), а затем сушку.

Рис. 9.34. Ручное повторное шлифование (а) и шпатлевание (б)

Высушенную шпатлевку шлифуют с помощью шлифовальной машинки, а затем для окончательной доводки — вручную. На зашлифованную и обезжиренную шпатлевку с помощью окрасочного пистолета наносят в два слоя (один легкий, другой плотнее) наполнитель (рис. 9.35, а), который после сушки зачищают абразивом Р500 с помощью шлифовальной машинки.

Рис. 9.35. Нанесение наполнителя (а) и обезжиривание салфетками (б)

Если возникает необходимость (например, на сложных поверхностях), то зачистку производят абразивом той же зернистости вручную. Чтобы создать оптимальные условия для перехода по лаку и затем качественно отполировать поверхность, ее зачищают шлифовальной лентой «микрофайн» (аналог Р1500) на поролоновой основе во избежание повреждения границы перехода. Поверхность обезжиривают и протирают специальными салфетками (рис. 9.35, б). После этого на подготовленную поверхность с помощью окрасочного пистолета наносят в два слоя базу, полностью перекрывая повреждение. Поверхность сушат и протирают, после чего с помощью окрасочного пистолета наносят в три приема лак. Каждый из слоев ложится внахлестку с предыдущим: это сглаживает переход по лаку. Лак высушивают и только через 6 ч после этого полируют для создания верхнего керамического слоя, предохраняющего нижние слои от попадания влаги.

Точечный способ окраски «с переходом». Автомобиль постоянно находится под воздействием солнечного излучения и агрессивной внешней среды. Это может привести к тому, что оттенок его цвета со временем изменится. Кроме того, в результате полной или частичной перекраски, а также из-за допускаемых иногда технологических нарушений при окраске автомобиля на предприятии-изготовителе номер покрытия может не соответствовать его реальному цвету.

Хорошие результаты может дать точечная окраска на небольшом участке поврежденной поверхности. Чтобы граница окрашиваемой области была неразличима, применяют так называемую окраску «с переходом», когда поверхности, соседние с окрашиваемой, также частично окрашиваются. Он особенно хорош при ремонте покрытий «металлик», так как после нанесения краски все соседние поверхности покрывают лаком, что исключает возможность появления ореолов. Этот способ требует большого количества краски (лака), большого объема работ и высокого профессионализма мастера, однако в результате можно получить идеальное совпадение цвета старого и нового покрытий.

Как правило, точечный ремонт осуществляется именно указанным способом, который позволяет минимизировать расходы на лакокрасочные работы. Например, окраска стоек кузова должна проводиться только этим методом. В противном случае прозрачным лаком придется покрывать всю крышу автомобиля, что повлечет за собой увеличение расхода материала, а следовательно, и стоимости ремонта. Помимо экономии лакокрасочных материалов, точечный ремонт позволяет обойтись без трудоемких и дорогостоящих монтажных работ. Наиболее подходящий объект для точечного ремонта — повреждения вблизи молдинга или края детали, так как после подкраски не требуется полировать всю деталь. Профессионально выполненное полирование — необходимое условие качественного точечного ремонта. Полирование позволяет сделать границу между старым и новым покрытием практически неразличимой даже при неполном совпадении цвета. Качественное полирование придает поверхности устойчивый блеск и вид полностью окрашенной детали.

Не меньшее влияние на результат ремонта лакокрасочного покрытия оказывает технология нанесения краски. При точечном методе для окраски небольших участков кузова некоторыми оттенками типа «металлик» приходится использовать сопло краскопульта с меньшим диаметром. В некоторых случаях это приводит к нежелательному осветлению оттенка края полученного покрытия. Для выравнивания цвета и получения неразличимой границы перехода применяют технологию распыления материала под низким давлением.

Доводку оттенка цвета (колеровку) осуществляют до полного совпадения цвета краски с цветом автомобильного покрытия.

Устранение мелких повреждений лакокрасочного покрытия. Мелкие повреждения лакокрасочных покрытий кузова можно устранить с помощью аэрозольных баллончиков с быстросохнущими акриловыми красками. Необходимый оттенок краски подбирается по цветовому вееру или по специальным номерам краски, которые указаны в определенных местах автомобиля. Некоторые фирмы, специализирующиеся на подборе краски, предлагают услуги по закачке подобранной краски в баллончик. Можно также покупать уже готовую краску в баллончике, на котором указан заводской номер краски автомобиля, либо выбранную из подходящей цветовой гаммы. Однако в этом случае результат менее предсказуем, поскольку очень многое зависит от состояния лакокрасочного покрытия конкретного автомобиля. Кроме того, ассортимент красок в баллончиках не охватывает весь спектр существующих цветов и оттенков.

Технология устранения повреждений окраски следующая. Поврежденный участок зачищают шлифовальной шкуркой зернистостью P100...120 до металла (рис. 9.36, а).

Рис. 9.36. Технология окрашивания поврежденного лакокрасочного покрытия

Очищенную поверхность обрабатывают обезжиривателем. Если повреждения глубокие и имеются вогнутости металла, то на поврежденную поверхность наносят шпатлевку и после ее высыхания выполняют шлифование «по сухому» шкуркой зернистостью P120...180. Окрашиваемую поверхность ограничивают с помощью малярной ленты и наносят грунтовку-наполнитель (рис. 9.36, б). После просушки поверхность шлифуют «по сухому» шкуркой № 400...500. Из картона вырезают отверстие по размерам поврежденной поверхности и производят окраску аэрозольным баллончиком (рис. 9.36, в). Краску распыляют с расстояния 30 см при комнатной температуре. Картон с вырезанным отверстием держат на расстоянии 5 см от окрашиваемой поверхности для предотвращения разбрызгивания и растекания краски. Большие поверхности окрашивают способом «квадрат» (рис. 9.37, а), небольшие — способом «круг» (рис. 9.37, б).

Рис. 9.37. Способы окрашивания поврежденных лакокрасочных покрытий

Краску наносят несколькими тонкими слоями. После окраски и высыхания поверхность полируют. Если используется краска оттенка «металлик», то окрашенную поверхность следует покрыть бесцветным лаком.

Для устранения мелких царапин и сколов необходимо устранить следы коррозии, при глубоком повреждении — нанести грунтовку, а затем кисточкой краску.

Нанесение лакокрасочного покрытия на отдельную деталь кузова (локальная окраска). В большинстве случаев не требуется полной окраски всего кузова автомобиля, поэтому частичная окраска используется гораздо чаще, чем полная.

Частичная окраска — это не только окраска двери или крыши, но и дисков, частей салона, деталей и элементов как снаружи, так и внутри автомобиля.

Частичная окраска, окраска переходом или латками — это все названия одной и той же ремонтной технологии, используемой в случаях, когда повреждение лакокрасочного покрытия незначительно по площади.

Может производится частичная окраска как отдельных съемных деталей кузова, так и несъемных.

Окраска съемных деталей кузова является более простой, так как не требуется выделять линию перехода от поверхности, подлежащей покраске, к уже окрашенной поверхности. Красится деталь целиком. При этом есть возможность без особых проблем поменять положение детали при окраске и выставить ее оптимально для нанесения лакокрасочного покрытия. Если площадь съемной детали небольшая, то можно не применять окрасочную камеру. Для достижения наилучшего результата желательно использовать специально отведенную часть помещения, занавешенную пластиковой пленкой.

Окраска несъемных деталей кузова сложнее. В данном случае необходимо определиться с линией перехода. Как правило, это или отдельный элемент, или линии сгибов, переломов, изменения формы. При такой окраске очень сложно сделать незаметными переходы от свежеокрашенной поверхности к ранее окрашенной.

Поверхность, подлежащую окраске, необходимо очистить от старой краски или качественно зашпатлевать. Она должна быть однородной, без ямок. Очищать поверхность можно ручными шлифовальными машинками. После этого поверхность очищают от пыли, старой краски, промывают водой и высушивают, а затем обезжиривают растворителем. После обезжиривания деталь протирают чистой белой тканью, слегка смоченной бензином. Ткань должна оставаться чистой, без каких-либо включений.

Для приготовления краски в бачок распылителя заливают перемешанную с катализатором профильтрованную эмаль нужной вязкости, которую получают, добавляя в емкость свежую краску или растворитель. Вязкость эмали проверяют вискозиметром. При отсутствии вискозиметра следует помнить, что ее вязкость должна соответствовать консистенции молока, а не сливок. Определить вязкость можно, наблюдая за падением капель. Последние, падая со скоростью 1 капля в 1 с, не должны вытягиваться в нитку.

Краскораспылитель следует держать на расстоянии 30 см, перемещая его вправо или влево со скоростью 30...40 см/с строго перпендикулярно к окрашиваемой поверхности. Форма факела — овальная (диаметр овала — 30 см). Овальности факела добиваются регулировкой краскораспылителя. Распыление непрерывной струей не рекомендуется, так как это приводит к неравномерности слоя и образованию наплывов и потеков. При переходе с одного участка распыления краски на другой краскораспылитель следует отключать.

Чтобы добиться высокого качества окраски, необходимо грунтовки и эмали наносить слоями (два-три слоя) с небольшим перерывом во времени (7...10 мин). Этого достаточно, чтобы имеющиеся в эмалях растворители слегка испарились и затем последовало бы «схватывание». Таким образом, нанося с некоторой выдержкой несколько слоев эмали, можно избежать появления наплывов и потеков на окрашенной поверхности. При нанесении последнего слоя эмали за краскораспылителем с расстояния 0,5 м эмаль должна равномерно растекаться, образуя блестящую глянцевую поверхность. Если этого сразу добиться не удается, наносят еще один слой эмали там, где не получился глянец, постепенно уменьшая скорость перемещения краскораспылителя.

Сразу же после окраски необходимо сделать выдержку 18...15 мин, после чего осторожно снять оклейку и приступить к сушке окрашенной детали. При этом надо иметь в виду, что близкое расположение нагревателя, а следовательно, быстрое нагревание слоя сырой эмали, может вызвать выпучивание. Заниженная температура сушки приводит к образованию эмалевого покрытия с низкой твердостью. Поэтому нагревателем на расстоянии 25...40 см прогревают эмаль примерно 25...30 мин, после чего проверяют степень ее готовности.

В качестве примера рассмотрим технологию окраски несъемной детали кузова. После соответствующей подготовки определяют соотношение площади повреждения и площади детали и выбирают один из двух способов ремонта:

  1. нанесение базы с распылением в месте перехода (напыл), затем лака на всю деталь;
  2. нанесение базы в напыл и частичное лакирование детали с переходом от нового лакокрасочного покрытия к заводскому.

Остановимся на втором способе и выберем один из наиболее сложных цветов для локальной окраски — серебристый «металлик».

С помощью матирующей пасты и серого скотч-брайта определяют крайнюю границу на ремонтируемой части поверхности детали.

После того как деталь высушена и обезжирена, наносят биндер — бесцветное связующее для базового покрытия. Биндер наносят на ремонтную зону так, чтобы его граница выходила за границы базы с напылом, наносимой на следующем этапе. Следует отметить, что нанесение биндера необходимо лишь для краски типа «металлик», так как при напылении их на старое покрытие образуется темная граница. Слой биндера создаст необходимую прозрачную основу в зоне перехода, и частички алюминиевой пудры «утонут» в нем, приняв необходимую для однородного отражения пространственную ориентацию.

Наносят краску тремя слоями (каждый последующий слой должен выходить за границы предыдущего). Для цвета с плохой укрывистостью следует увеличивать количество слоев. Последний слой необходимо «растягивать», едва-едва напыляя на старое покрытие, но оставаясь в зоне нанесенного биндера. Этот прием делает переход невидимым.

После полного матования краски переходят к нанесению лака. Лакировку с переходом можно разделить на несколько основных этапов:

  1. приготовление лака и нанесение первого матового слоя на ремонтируемый участок (этот слой иногда называют полуслоем);
  2. спустя 1 мин наносят глянцевый слой; важно, чтобы лак укрыл и зону окраски, и ту зону, где лежит биндер;
  3. оставшийся в краскопульте лак разбавляют растворителем в соотношении 1 : 1 и покрывают зону в том месте, где заканчивается новый лак и начинается заводской, сглаживая таким образом ступеньку, образованную слоем нового лака;
  4. заливают в краскопульт чистый ремонтный растворитель и укрывают им зону перехода от смеси лака с растворителем к заводскому лаку.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru