>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Ремонт кузовов легковых автомобилей

9. Окраска кузовов

       

9.2. Подготовка и окраска кузова на предприятии-изготовителе

На предприятии-изготовителе окрашивание кузова осуществляется поточным методом и включает ряд последовательных операций, состоящих из очистки кузова и нанесения на его поверхность отдельных подготовительных и окрасочных слоев (рис. 9.3).

Для защиты от коррозии стальной кузов поступает на окраску оцинкованным. Нанесение цинкового слоя на стальной лист осуществляется электролитическим методом или окунанием в расплав цинка. Покрытие может быть одно- или двухсторонним. В зависимости от места расположения панели толщина слоя цинка составляет от 5 до 10 мкм.

Рис. 9.3. Слои при подготовке и окрашивании кузова:
а — однослойное окрашивание; б — двухслойное окрашивание; 1 — одинарный слой краски; 2 — наполнитель; 3 — катафорезный слой (грунт); 4 — фосфатированный слой; 5 — цинк; 6 — окрашиваемая поверхность; 7 — прозрачный лак; 8 — двухслойный грунт

В процессе окраски кузовов при производстве автомобилей первыми операциями обработки являются очистка и обезжиривание. Кузов опускают в очистную ванну, затем распыляют на него обезжиривающие растворы для удаления жира и масел, после чего ополаскивают.

Для оптимальной адгезии грунтовки и антикоррозионной защиты производят фосфатирование. При фосфатировании кузов погружают в ванну с раствором различных солей фосфора. В результате обработки на панелях кузова образуется кристаллический слой металлофосфата, обеспечивающий хорошую адгезию с грунтовкой и защиту.

После фосфатирования производят катафорезное грунтование кузова (рис. 9.4), в результате которого образуется защитный противоокислительный слой. Катафорез (перенос положительно заряженных частиц в жидкости) представляет собой электрический процесс, который называется также электрофорезом (перемещение электрически заряженных частиц посредством электрического тока).

Рис. 9.4. Катафорезное грунтование методом погружения:
а — цепь разомкнута; б — цепь замкнута

Кузов полностью погружают в ванну с раствором электролита краски и подключают его к минусу источника постоянного тока (рис. 9.4). Плюс образуется рядом анодов, которые расположены по стенкам ванны. При замыкании цепи создается электрическое поле. В электрическом поле положительно заряженные частицы краски под действием силового поля осаждаются на отрицательно заряженном кузове.

Преимуществом данного способа грунтования является покрытие скрытых внутренних и внешних полостей слоем грунтовки равномерной толщины.

При катафорезном грунтовании на кузове образуется слой грунтовки толщиной до 20 мкм. При последующем ополаскивании удаляются не приставшие остатки грунтовки, после чего производится ополаскивание полностью обессоленной водой. Кузов, на котором не осталось капель воды, поступает в сушильную камеру. Там слой грунтовки отвердевает при температуре 180 °С.

Поставляемые с завода запасные части также имеют ката-форезный загрунтованный слой.

Следующий слой представляет собой наполнитель. Он служит для выравнивания небольших неровностей панелей кузова. Окраску производят в электрическом поле высокого напряжения. Посредством специальных распылителей на электростатически заряженный кузов наносят также электростатически заряженные частицы наполнителя. Окраска этим способом достаточно широко применяется для деталей простой и средней сложности конфигурации. Суть данного процесса окрашивания состоит в том, что между двумя электродами, находящимися под напряжением и расположенными на определенном расстоянии друг от друга, создается электрическое поле (рис. 9.5).

Рис. 9.5. Схема работы лоткового электростатического распылителя:
1 — изделие (первый электрод); 2 — лоток (второй электрод); 3 — изоляционная штанга; 4 — емкость для лакокрасочного материала; 5 — электропривод; 6 — насос

При повышении напряжения до определенного значения воздух возле этих кромок ионизируется и начинает двигаться по направлению силовых линий поля к противоположному электроду. Одним из электродов является окрашиваемая деталь (положительный заземленный электрод), а другим — корони-рующий электрод (отрицательный). В возникшее между ними постоянное электрическое поле высокого напряжения распыляют лакокрасочный материал, частицы которого, заряжаясь от ионизированного воздуха или кромки электрода, перемещаются по силовым линиям электрического поля и осаждаются на поверхности заземленного кузова, образуя равномерное покрытие. В электрическом поле хорошо распыляются только те лакокрасочные материалы, которые обладают определенными свойствами (удельное объемное сопротивление и диэлектрическая проницаемость). Основное преимущество данного способа окраски — незначительные потери краски, а недостаток — сложное и дорогостоящее оборудование. Такой способ применяется в основном на предприятиях, производящих автомобили или осуществляющих их полнокомплектный ремонт.

Наполнитель сохнет при температуре 170 °С. После отвердения и охлаждения при комнатной температуре при необходимости производят выборочное шлифование поверхностей. В заключение кузов очищают от различных приставших частиц, после чего производят его герметизацию и защиту от ударов камней.

Перехлесты панелей, канты, фальцы, стыковые соединения и сварные швы уплотняются герметиком. Герметик представляет собой полиуретановую массу с высокой вязкостью. Он защищает зоны, на которые действует коррозия.

Зоны, подверженные ударам камней, защищаются специальной грунтовкой, которая представляет собой эластичный лак высокой вязкости. Обычно ее наносят на днище кузова и подколесные ниши.

Последний слой на кузове — лакокрасочный. Он обеспечивает цвет, глянец, специальные эффекты, прочность.

Лакокрасочное покрытие наносят в один, два или три слоя. При двухслойном окрашивании лакокрасочный слой представляет собой прочное блестящее покрытие, которое кроме цвета придает кузову дополнительные эффекты (металлик, перламутр). При однослойном окрашивании защитный слой образует краска, при двухслойном — прозрачный лак. Трехсойное покрытие применяют при получении лакокрасочного покрытия «перламутр». Перед нанесением слоя перламутровой краски наносят слой эмали базового цвета на всю отремонтированную поверхность, которая покрыта подложечной грунтовкой.

Наносят лакокрасочный слой так же, как и наполнитель, электростатическим способом. Краску «металлик» в серийном производстве наносят краскопультами (краскоавтоматами).

Направленное ориентирование частиц алюминия не может быть получено способами, используемыми при ремонтном окрашивании кузовов в организациях автосервиса.

В заключение процесса окрашивания в скрытые полости кузова вносят жидкие мастики. Они защищают скрытые полости от коррозии и увеличивают срок службы кузова. Дополнительно к обработке мастиками применяют заполнение определенных скрытых полостей полиуретановой пеной, что уменьшает проникновение в салон внешних шумов.

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru