Для учащижся старших классов

Профессия - изобретатель

   

Заключение

Вот и завершилось наше знакомство с несуществующей пока профессией — изобретатель. Ведь ни Василий Петров, ни Павел Яблочков, ни Александр Попов не были профессиональными изобретателями. Правда, иногда в течение довольно продолжительного времени они целиком посвящали себя изобретательству. Обычно это было связано с защитой прав на изобретение или внедрением этого изобретения. А потом изобретатели опять возвращались к своим основным профессиям. Из изобретателей прошлого к профессиональным можно, пожалуй, причислить лишь Томаса Эдисона. Но и в его жизни периоды «чистого» творчества часто сменялись коммерческой или организаторской деятельностью по созданию предприятий, реализующих его изобретения.

А есть ли профессиональные изобретатели сегодня в нашей стране? Их немного, но они есть. Чаще всего это рабочие, занимающиеся усовершенствованием инструмента, приспособлений, станков. Причем настолько эффективно, что руководство предприятия организует для них специальные группы или лаборатории.

Для того чтобы найти новые технические решения, изобретателям не обязательны особые условия специальных лабораторий. Просто нужна та самая неуспокоенность, которая не дает пройти мимо явно несовершенного инструмента или неоптимального технологического приема традиционно применяемого на рабочем месте. Нужен нестандартный взгляд на все, что окружает вас в процессе работы. И только тогда есть надежда, что человек состоится как изобретатель. И неважно, с чего начнутся первые шаги в изобретательстве: с нового приема заточки сверла, с более экономичной конструкции кормушки для скота или с усовершенствования спортивного тренажера в физкультурном зале школы. Конечно, перечисленные новшества с точки зрения законодательства вряд ли можно назвать изобретениями, скорее это объекты рационализации. Но, как вы уже убедились, в технике трудно установить грань между изобретением и рационализаторским предложением.

И рационализаторов, и изобретателей можно объединить одним словом — новатор. Новаторство — это свойство неуспокоенного характера, залог постоянного движения вперед. Поле деятельности новаторов огромно. В этой книге вы познакомились с подлинными новаторами в областях медицины и электротехники, спорта и металловедения. С другими новаторами вас постоянно знакомит сама жизнь.

Сегодня в нашей стране отношение к. новаторам особое: создаются все условия, чтобы их ряды постоянно множились и крепли. Каждый, кто обладает пытливым умом и умелыми руками, может стать членом «команды» новаторов.

В одном из писем-откликов на передачу «Требуется идея», суть которой был поиск оптимальных путей разгрузки цистерн с мазутом в зимнее время, автор письма предлагал немало ярких технических решений этой проблемы. А в заключение было написано: «... понимаю, что мои варианты могут оказаться не самыми лучшими — ведь передача привлекла к решению данной задачи огромный по возможностям «коллективный мозг», и трудно даже оценить, насколько он мощнее моего, «индивидуального».

Да, если мы сумеем привлечь этот самый «коллективный мозг» к решению особо важных народнохозяйственных задач, результаты могут быть просто фантастическими. Сегодня нам, как никогда раньше, требуются смелые технические идеи, позволяющие ускорить наше движение вперед, выпускать больше продукции, экономить материалы, энергию.

Принцип референдума активно внедряется сегодня в нашу жизнь. Но главная его суть пока — выяснить мнение народа, что нужно делать в этой или другой ситуации. А если расширить понятие референдума и попробовать выяснить: «Как делать?» Как сохранить Каспий и Байкал, обойтись без переброски северных рек и уничтожения кедровых лесов?.. И не исключено, что самые интересные, реализуемые варианты придут из глухой сибирской деревни или высокогорного кишлака, а не из столичного города. А автор окажется не умудренным опытом ученым, а обычным школьником. Просто ему далеко не безразличны государственные проблемы. Ведь «государственный человек» — понятие не возрастное.

Можно привести массу примеров успешной деятельности молодых изобретателей, но при серьезном взгляде на проблему налицо определенная фрагментарность их работы. Да, некоторые частные задачи уже решаются, но серьезный рывок в активизации творческих сил молодежи еще не произошел. И тут просто обязаны помочь органы массовой информации. Ведь если после передачи «Это вы можете» заинтересованный старшеклассник задумается не только над проблемой изготовления зеломобиля, но и над разработкой новой конструкции фрезы или колхозной сенокосилки, произойдет принципиальный сдвиг в его творческом мышлении. И во главу угла встанет не просто интерес к самоделке, которой можно удивить друзей, а желание решить проблему, с которой до сих пор никто не справился. Вероятно, и удовольствие в этом случае будет сконцентрировано не в выезде на новом аппарате, а в нахождении решения задачи, причем задачи социальной, государственной.

Совершенно очевидно, что даже при быстром развитии изобретательства и рационализации на моментальную активизацию творческого потенциала миллионов людей в ответ даже на самые убедительные призывы рассчитывать не приходится. Нужна серьезная, продуманная работа. И вести ее нужно минимум по трем направлениям.

Первое и очень важное — показать, насколько все вокруг нас зависит от деятельности изобретателя, новатора. Второе — убрать с и без того непростого пути изобретателя ненужные формальные преграды, связанные с защитой и внедрением изобретения: оставить на долю новатора только его прямую обязанность — творить новое. И третье, о чем мы порой забываем,— внушить уважение к изобретателю, побороть ставший для многих привычным стереотип в отношении к новатору как назойливому просителю.

Конечно, все эти мысли далеко не оригинальны. Но их реализация движется очень медленно. Может быть, наше поколение изобретателей просто устарело и дело требует притока свежих сил? Тогда дело за молодежью, и без тебя, уважаемый читатель, ничего не получится. Так что — давайте изобретать!

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru