|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Изобразительное искусствоУчебник для 5 класса (Украина) § 18. КолоритЧтобы сохранить на память портрет друга или живописный пейзаж, современному человеку достаточно воспользоваться фотоаппаратом или видеокамерой. И несмотря на это, произведения, созданные художниками, ценятся очень высоко. Дело в том, что художник в картине изображает главное, пренебрегая случайными деталями и цветами.
Чаще всего живопись передает образ во всем богатстве красок. Художественным воплощением этого цветового богатства является колорит (от латинского color - цвет). Колорит - это как бы «цветовая одежда» картины. В нем важно не каждое из цветовых пятен, а их соотношение именно по цвету и размеру. Колорит может быть светлым и темным, теплым и холодным в зависимости от того, какие цвета в нем преобладают. Самая важная составная часть колорита - цвет. Цвета бывают по-разному насыщены светом. Например, светло-синие или темно-синие. Они могут быть яркие или сдержанные, спокойные. Важную роль в живописном изображении играет локальный цвет. Это тот цвет, который люди считают собственным цветом предмета. Например, яблоко - красное, листва - зеленая. Но присмотревшись внимательнее, мы заметим, что этот предметный цвет состоит из множества оттенков. Оттенки возникают по разным причинам. Иногда цветовой рефлекс отражается от находящихся рядом предмета или драпировки. Особенно много цветовых оттенков будет на блестящей глянцевой поверхности, отражающей все, что есть вокруг, но не будет никаких на бархатной ткани.
Фотография натюрморта
Натюрморт, выполненный художником Живопись оттенками одного цвета называется гризайль (от французского gris - серый) и встречается довольно редко. Цвета в живописи «взаимодействуют» между собой. Они могут усиливать или, наоборот, нейтрализовать друг друга, менять свой оттенок в зависимости от находящегося рядом цвета. Так, насыщенный синий цвет возле светло-голубого будет выглядеть темным, а рядом с очень темным коричневым - станет ярким и легким. Поэтому и в работе надо изображать цвет такого оттенка, который он приобретает в сравнении, в совокупности с другими цветами. Колорит рисунка может выражать какую-то идею, настроение, помогать создавать яркий художественный образ, запоминающийся надолго. Например, при необходимости подчеркнуть в рисунке веселое настроение весеннего дня или праздника лучше выбирать яркую гамму из чистых цветов. Ахроматические (серый, белый, черный) и приблbженные к ним цвета помогут выразить грусть, задумчивость. В светлой гамме легче изобразить романтический сюжет, и наоборот, темная гамма подойдет для воссоздания трагических, драматических сюжетов.
Натюрморт, выполненный цветовыми нюансами
Натюрморт, выполненный тоном
Натюрморт, выполненный локальными цветами
Шар, выполненный в технике гризайль
Нарисуйте композицию-воспоминание в теплом или холодном колорите. Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашевые или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти. План работы:
Шовкуненко Алексей Алексеевич (1884-1974) - украинский художник. Родился в Херсоне. Учился в Одесской рисовальной школе, потом - в Петербургской академии художеств. В полную силу талант А. Шовкуненко раскрылся в 1920-1930-х годах. Художник работал в разных жанрах. Он создавал большие серии акварелей, на которых изображал фабрики, заводы, города, проникновенные портреты современников, пейзажи. Огромная энергия и романтическая воодушевленность художника чувствуются в его сочных, торжественных натюрмортах. Часто А. Шовкуненко изображал цветы, например роскошные букеты сирени.
А. Шовкуненко. Натюрморт с арбузом
Ученические работы, выполненные в разной цветовой гамме: романтической, праздничной, драматической Этапы работы над живописью
Рисунок карандашом
Первая прописка
Проработка тональных цветовых соотношений в натюрморте
Законченная работа Краски и техника их примененияАкварельные краски растворяются водой. Поэтому в названии этих красок есть латинское слово aqua – вода. При наложении одного цвета поверх другого нижний слой краски просвечивается, «как дно просвечивается сквозь слой воды». Этот эффект прозрачности – главная и характерная особенность, отличающая акварель от других живописных материалов.
Акварельные краски Роль белого цвета в акварели играет белая бумага, на которой выполняется работа. Для акварельных работ используют беличьи или колонковые кисти. Технические приемы во время работы акварельными красками разнообразны: широкие и мелкие мазки, лессировка. Гуашевые краски также растворяются водой, но, в отличие от акварельных, они непрозрачные. Их называют покровными, потому что один цвет при наложении его сверху перекрывает другой (если нижний слой краски уже высох). Во влажном состоянии эти краски смешиваются между собой, образуя разные оттенки. Учитывая все эти свойства, гуашью можно работать как на белой, так и на тонированной бумаге. Для работы используют беличьи, колонковые, барсуковые кисти и кисти из ушного волоса. Технические приемы работы такие же, как с акварелью.
Гуашевые краски Основа масляных красок – масло. Они не растворяются водой, поэтому нуждаются в специальных растворителях. По сравнению с другими эти краски очень долго высыхают. Чтобы ускорить процесс высыхания, применяют специальные «лаки для художественных работ». Лак добавляют к растворителю и этой смесью «пишут» работу. Полностью законченное произведение, краски на котором высохли, иногда покрывают лаком, чтобы «углубить» цвета, придать работе блеск. Масляные краски могут быть покровные и прозрачные, в зависимости от замысла художника. Для масляных красок применяют щетинные кисти, а при работе над деталями используют тоненькие колонковые кисти. Работы выполняют на специально загрунтованном холсте или картоне.
Масляные краски Технические приемы работы масляными красками - мазки, лессировки. Мазки могут быть рельефные или мелкие, как крапинки, эта техника точкования в живописи называется пуантилизм.
Темперные краски растворяются водой, они непрозрачные. Их также называют покровными. Ими, как и гуашью, можно работать и на белой, и на тонированной бумаге. Но они годятся и для работы на деревянной поверхности, на холсте. Основа темперы – клей. Старинная темпера делалась на основе яичного желтка и называлась яичной. Такими красками писали иконописцы. Для работы применяются беличьи, колонковые, барсуковые кисти и кисти из ушного волоса.
Темперные краски
|
|
Узнать стоимость написания
|