Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка

Появление компьютера, электронно-цифровых технологий расширило возможности съёмки и обработки фотографии. Однако применение в работе компьютерных программ требует не только технологических навыков, но и осознания их художественных возможностей. Новая технология облегчает получение изображения, повышает его качество и в то же время заставляет по-новому взглянуть на смысл фотографии как искусства и информационного сообщения.

Рассмотрим, что может произойти со снимком при его компьютерной обработке. Компьютер предоставляет разнообразный спектр возможностей удаления случайностей, помех и исправления недостатков, приключившихся в момент съёмки.

В докомпьютерные времена исправление дефектов на снимке достигалось различными способами при печати или при помощи ретуши. Компьютер даёт бесконечно большее количество возможностей обработки фотографии. Помимо коррекционно-редакторских исправлений, снимок может быть изменён стилистически. Например, обычная фотография может приобрести вид графического рисунка или особую цветотональность.

Сейчас существует множество компьютерных программ для ретуши и различных форм дизайнерской работы с фотоизображением. Для решения ваших творческих задач самой удобной и достаточной для выполнения приводимых здесь заданий является программа Adobe Photoshop. Проследим, как при её помощи можно по-истине волшебно преобразить снимок.

Помимо уже упоминавшегося исправления досадной и случайной помехи в кадре, в сфотографированном изображении может быть:

  • изменена цветность;
  • изменена освещённость;
  • увеличена резкости фотографий;
  • заменён фон;
  • совмещено в одно изображённое на разных снимках;
  • заменены на портрете костюм и шляпа.

А дальше — больше: к одному туловищу присоединена другая рука, затем нога, голова...

Все эти преобразования позволяют настолько изменить содержание картинки, что вместо помехи — ветки, перекрывающей лицо человека, можно убрать самого человека или поместить другого. Такая безграничная корректировка снимка практически обращает документальную достоверность фотоснимка в его фальсификацию. Видимое из правды становится обманом.

Чтобы не произошло искажений, при которых информация превращается в деформацию, корректировка фотографии должна иметь разумные пределы. Вмешательство фотографа в «визуальное сообщение» не должно приводить к подмене факта новой реальностью, её «двойником», которому трудно не поверить и не обмануться благодаря внешней схожести с оригиналом.

Ещё одним важным следствием компьютерной революции стала возможность скачивания из Интернета любого понравившегося вам фотоснимка: парада или автогонок, реки на закате или дождливой старой улочки в Праге. Не фотографируя их и не будучи ни там, ни там, вы увидите эти изображения на мониторе своего компьютера. Так рождается новая задача фотохудожника — создание фотоархива и умение работать с ним. Компонуя и выстраивая новую виртуально-изобразительную реальность, вы становитесь её творцом и художником.

(П. П. Кончаловскии. Палитра и краски)

Компьютер придаёт фотографическому делу новые черты художественного творчества. Примером этого может служить работа в жанре коллажа. В нём происходит композиционное и смысловое соединение разных изображений — фотографий, рисунков, текстов — в композицию, рождающую художественный образ.

В коллаже, как в любой картине, должен быть выделен смысловой центр и достигнута его композиционная сбалансированность с элементами второго, третьего планов.

Коллаж как форма изобразительного творчества возник в начале XX в. В натюрмортах художники пытались расширить границы отображения реальности, приклеивая к холсту обрывки газет, ложки и т. п. Эти работы сохранились в истории искусства не более как эксперименты, свидетельствующие о неорганичности подобных соединений в картине, вне зависимости от того, какими задачами руководствовались художники. Рождение фотографии — в одинаковой степени реальности и условности показывающей чашку и корабль, человека и его деяния, позволило художникам в фотоколлаже ставить ранее не доступные художественные задачи. Компьютерная техника дала возможность решать эти задачи каждому в меру его художественного дарования и композиционной культуры.

Задания

Учебно-исследовательские

  1. Анализ возможностей компьютерных технологий в фотографии (творческих и технологических) и определение пределов этического и редакторского вмешательства в информационное пространство фотосообщения.
  2. Анализ художественно-выразительных возможностей фототворчества благодаря компьютерным программам: коллаж, видеопрезентация (слайд-фильм).

Работа, как и все предыдущие работы в этой части, выполняется в форме исследовательских рефератов или устных сообщений с привлечением специально подобранного иллюстративного материала (из книг, журналов или Интернета), раскрывающего понимание темы, с их последующим коллективным обсуждением.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие технологические возможности обработки снимка предоставляет компьютер?
  2. Существуют ли пределы компьютерного вмешательства в фотосообщение и чем они определяются?
  3. Какие творческие горизонты открываются перед фотохудожником благодаря применению компьютерных технологий?

На основе фотографий при помощи различных программ может быть создана полноценная художественная работа на любую тему: от кормления птенцов до запуска ракеты. Её компьютерная форма может быть самой разнообразной: от коллажа и инсталляции до слайд-фильма (видеопрезентации), когда фотопросмотр имеет временную протяжённость — определённый хронометраж.

Компьютер даёт вам возможность быть графиками-дизайнерами и создавать авторские фотопоздравления или оригинальные открытки к празднику и т. д. В них могут использоваться фотографии, рисунки, надписи и тексты.

Компьютер позволяет придать традиционному семейному фотоальбому новые формы, меняющие его стереотипный облик. Фотографии из него могут быть не только сканированы и храниться в компьютере, возникая по нашему желанию на экране, но и существовать в виде коллажа, мультимедийной презентации.

Задание

Творческое

Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»

  • Создание коллажной композиции из 5-7 изобразительных элементов (фотографий, рисунков и др.) на свободную тему (например, «Санкт-Петербург», «Великая Отечественная война», «Спорт», «Эпоха Возрождения», «Мои друзья», «Интерьер моего дома» и др.) при помощи программы Adobe Photoshop.
  • Создание видеопрезентации по мотивам семейного фотоархива или на иную тему (например, «Москва», «Моя родословная» и т. п.).
  • Создание поздравительной фотооткрытки с собственной фотографией в сочетании с другими изобразительными элементами, с демонстрацией при этом композиционной грамоты.
  • Создание фотографики при помощи компьютерной обработки снимка (соляризации и т. п.).

Во всех видах фотографии вы можете проявить индивидуальность своего видения мира и творческий дар, в особенности если обладаете художественно-операторской грамотой.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru