|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник по ИЗО для 8 класса Изобразительное искусствоИскусство фоторепортажаЕсть один жанр, в котором фотография совершенно уникальна. Это репортаж, съёмка события. Причём события любой значимости: от разговора бабушек на лавочке до военного сражения. От обыденного до исторического. Съёмка события как объекта фотографии существенно отличается от съёмки натюрморта или пейзажа. Вещи, деревья никуда не мчатся и могут подождать, а событие — преходяще, оно может быть длительным и регулярным (как асфальтирование дороги или торговля в магазине), а может быть неожиданным и стремительным (как камнепад или прыжок в воду). Поэтому репортажная съёмка сложна и требует постоянной готовности и умения действовать и реагировать оперативно в зависимости от складывающейся ситуации.
Необходима оперативность, при которой не снижается уровень операторской культуры: фигуры умещаются в кадре, никто не загораживает происходящее и т. д. Конечно, этого трудно достичь сразу. Фоторепортёр-профессионал достигает мастерства, доведённого до автоматизма, входящего в плоть и кровь, годами напряжённой работы. Новичку, начинающему фотографу не с руки состязаться с мастером. Опыт в репортаже обязателен, он — фундамент творчества. Но если фотоаппарат, мобильник всегда с вами и вы выработаете навык его мгновенного использования, качество ваших снимков ощутимо возрастёт.
В этих работах, сделанных в столь разных условиях, мы ощущаем мгновенность фиксации факта, оперативность съёмки, умение выхватить мгновение и — обязательное качество фоторепортёра — быть в центре событий. По репортажным фотографиям судят о том, что и как было. Поэтому, снимая любое событие, старайтесь найти в нём самое важное, не отвлекайтесь на эффектное, но второстепенное. Быть очевидцем ещё не значит отразить сущность происшедшего. Стремитесь быть объективными, снимайте с разных точек и помногу раз, чтобы правда факта стала правдой снимка.
Б. М. Неменский. Земля опалённая. Фрагмент картины Даже при недолгом сравнении картины и фотографии мы убеждаемся, что картина как носитель событийной информации сегодня уступает фотографии. Эта функция полностью отошла от неё к более оперативному собрату Зато живопись превосходит фотографию в образном осмыслении происходящего и прошедшего. Факты или даже одно событие на полотне приобретают художественную обобщённость и глубину, а бывает, вырастают в аллегорию, придавая событию характер метафоры или символа. Одна и та же тема, событие совершенно по-разному звучат на картине и фотографии.
Ф. Леже. Монтажники. Фрагмент картины Мы уже обращали внимание на свойство фотографии укрупнять снятое. В особенности это касается сфотографированного события. Любой на первый взгляд непримечательный факт, событие, запечатлённое на снимке, приобретает значимость в прямом и переносном смысле. Поэтому простые вещи — разговор бабушек или малыш в саду — на снимках выглядят интересными и не менее значительными событиями, чем спуск корабля или тушение пожара.
Фотоаппарат не только документально фиксирует событие, делает видимой каждую деталь. Фотоглаз преображает снятое! Он смыслово укрупняет запечатлённое и придаёт ему образную выразительность. В фотографии всегда ощутима единственность, неповторимость мгновения, в особенности это касается событийно-репор-тажного снимка.
Удивительное дело: фиксируя действительность, фотография одновременно как бы вырывает её из этой действительности. Факт и его фотоотражение неравнозначны. На фотографии он может стать искусством, во всяком случае, больше, чем он есть на самом деле. Продолжением историографии в её частном виде можно считать семейную фотохронику. Из всех изобразительных искусств фотография благодаря своей доступности, пожалуй, самое частное. В каждом доме хранятся фамильные снимки, и через них подробно и пристально можно проследить частную жизнь человека, его семьи, изменений в их жизни. Рассматривая семейный фотоальбом, особенно остро ощущаешь, как личное невольно, но неразрывно соотносится с общим и историческим.
На маленьких чёрно-белых прямоугольничках уже пожелтевшей фотобумаги бесценные для нас лица и судьбы наших близких, в них память сердца и своих корней, по семейному фотоархиву в лицах предков можно многое прочитать о себе самом, об истории рода и страны. Так фотография, даже частная, предстаёт как летопись и информация. Помимо семейных архивных фотоальбомов, есть ещё альбомы коллекционные. В них собираются фотографии на самые различные темы, посвящённые истории или географии, биологии или искусству.
Такие коллекции есть во всех музеях мира, но есть они и у многих увлечённых людей, собирающих фотоколлекции, которые часто имеют большую ценность. ЗаданиеУчебно-исследовательское Сравните возможности художника и фотооператора в отображении текущих событий, определите, что — фотография или живопись — более мобильны, оперативны в подаче актуальной информации. Рассмотрите, в чём состоит мастерство оператора при съёмке фоторепортажа. Проследите свою родословную по домашнему фотоархиву и расскажите, как частные фотоснимки могут отражать историю страны. Вопросы для самопроверки
Что бы вы ни снимали: родных за чаем или школьную хронику, всегда стремитесь соединить художническое видение с операторской хваткой. Культура репортажной съёмки — в умении наблюдать, предугадывать ход предстоящих событий и всегда быть готовым к их фиксации.
Для репортёра большую роль играет знание снимаемого материала. Таким материалом для вас может быть школьная жизнь, походы, спорт. Присмотритесь, и вы обнаружите множество интересных событий вокруг вас, переживаний, столкновений. Это модель и прообраз целого мира.
Репортаж лучше всего снимать сериями. Серия может быть объединена или одним событием, раскрывающим его в развитии: в разные моменты и с разных точек, или одной темой (как на снимках классика фотографии Брассаи «сон»).
ЗаданиеТворческое Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству» Съёмка фоторепортажа (серия из 3-5 снимков), посвящённого одному событию или теме. Примените для решения поставленных художественно-информационных задач в условиях оперативной съёмки как можно больше навыков операторской и композиционной грамоты.
|
|
|