>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник по ИЗО для 7 класса Изобразительное искусствоГород, микрорайон, улицаМир растёт вместе с тобой. Сперва это двор, песочница, куличики, потом детский сад, школа, улица. А потом и весь город с его площадями, театрами и парками, мостами и стадионами, старинными дворцами и выросшими на твоих глазах небоскрёбами становится твоим. Развитие города можно сравнить с развитием человека.
У города тоже бывает своё детство. Он раскидывается на холмах и постепенно становится всё более зрелым, превращаясь из небольшого поселения в огромный город с великолепными зданиями.
Город — это живой, постоянно развивающийся и обновляющийся организм... Бывают города-«младенцы» — новостройки, создающиеся на совершенно новом месте. Но так бывает редко. Гораздо чаще современный город предстаёт как одновременное существование прошлого и настоящего. В нём смешиваются разные стили — от давно ушедших в прошлое до самых современных, почти фантастических. Развитие такого города требует высокого мастерства архитекторов и бережного отношения к нему, как к живой ткани. Не каждая новостройка лучше старины, какой бы дряхлой она ни казалась. Нельзя строить, не осознав неповторимость бесценной красоты веков! И это дело не только архитекторов. Это наш город, и нам не должно быть безразлично, как он выглядит.
Облик города рождается, например, в старинных заснеженных уголках Смоленска и в новых районах Челябинска. Мы уже говорили, что в создании городской среды дороги не менее важны, чем здания. Они, как скелет, каркас городского пространства, тело которого составляют дома, как бы крепящиеся на этом каркасе. Улицы и площади организуют пространство города, связывая его части в единое целое. Определяя возможность передвижения людей, улицы формируют вид и масштабы самого города. До рубежа XIX—XX вв. даже мировые столицы были компактные и небольшие, и горожане передвигались по городу пешком или на лошадях. Расширение городского пространства и необходимость быстрого передвижения в нём вызвало появление автомобилей, трамваев, автобусов, метро. Это революционно изменило облик города, его планировку и структуру. С увеличением числа жителей всё острее стала ощущаться нехватка территории. Поэтому в XX в. города начинают расти не только вширь, но и ввысь. Это становится возможным благодаря развитию строительной техники, появлению новых материалов (железобетона и др.), а также скоростных лифтов, эскалаторов. Усложнение жизни вело к усложнению и членению городского пространства. Города-гиганты, полностью исчерпав свободную для застройки землю, стали расширяться за счёт окраин. В одних районах сосредотачивалась промышленность, различные учреждения, другие районы — жилые — отводились для жизни и отдыха. Вокруг мегаполисов возникли города-спутники. Если взглянуть на город сверху, он предстанет нам в виде пятен различных очертаний. Но всё композиционное многообразие этих пятен — городской планировки — можно свести к трём основным типам: регулярной, или прямоугольной; радиально-кольцевой; нерегулярной, или свободной. Вглядываясь в город сверху, мы увидим его «анатомию» — структуру городского пространства, состоящую из районов, кварталов, площадей, парково-лесных зон. Основные типы планировки города:
Создание структуры города — важнейшая архитектурная задача. Её конечная цель — создать условия для гармоничной жизни горожан, их труда, быта и отдыха. Архитектура решает, как жить людям. Разрабатывая планировку города, зодчие пришли к выводу, что город должен состоять из отдельных частей — зон, предназначенных для работы, жилья, отдыха и движения. Существует множество вариантов деления и соединения этих зон.
Структура современного города планируется в чертежах и макетах архитекторов, например: а) планировка микрорайона братьев Весниных в рациональном духе конструктивизма; б) реконструкция зоны Москвы-реки в исторически сложившемся центре города
В любом городе практически всегда можно обнаружить и выделить ЦЕНТР, или деловой район, и ПЕРИФЕРИЙНЫЕ РАЙОНЫ, или окраину. Ещё может существовать СРЕДИННАЯ ЗОНА. ЦЕНТР — особое место, как говорил Ле Корбюзье, «сердце города». Каждый город, у которого есть хоть какая-то история, имеет своё лицо, свою непередаваемую атмосферу. Эта неповторимость города, его дух присутствует в каждом уголке, дворике, на окраинной улице, но в центре города он ощутим более всего.
Исторический центр города В маленьких городках и мировых столицах свои особенности в планировке и силуэте, свои знаменитые места и свои архитектурные символы, отличающие их красоту и своеобразие.
Деловой центр города Каждый район, в свою очередь, делится на более мелкие части — кварталы, микрорайоны. Кварталы — это территории, застроенные зданиями и отделённые друг от друга улицами. В зависимости от того, какие здания преобладают в квартале, они могут быть торговыми и жилыми, банковскими и развлекательными, промышленными и спортивными. Несколько связанных между собой кварталов создают микрорайоны — маленькие относительно самостоятельные части города, в которых существует всё необходимое для повседневной жизни людей: магазины, школы, кафе и т. д.
Архитектурные силуэты как символы городов Однако горожанин не может замкнуться в пространстве своего микрорайона. Вокзалы и аэродромы, музеи и парки, академии и театры принадлежат всем, а не какому-нибудь одному району, микрорайону или кварталу.
Первым примером города, в котором реализовались принципы деления на функциональные микрорайоны, стал проект Большого Хельсинки финского архитектора Э. Сааринена. Город — единый организм, объединяющий множеством разнообразных связей (транспортом, электро- и теплосетями, телефоном и телекоммуникациями и пр.) отдельные районы. Всё это обеспечивает жизнь города и составляет важнейшую часть его генерального плана. Жизнь в городе имеет не только плюсы (концентрация экономической, культурной, политической жизни), но и минусы (загрязнённость воздуха, утомляющие шумы, переизбыток транспорта). Поэтому структура современного города вбирает в себя пригород с его зелёными массивами. В идеале жизнь горожанина — это сочетание технических и бытовых удобств с живительной свежестью и чистотой природы. Архитекторы всегда искали решение этой проблемы в двух разных направлениях: природа в городе или город в природе. «Город в природе» видится архитекторам как жилой комплекс, растворённый в зелёном массиве, или как отдельные здания, свободно расположенные в природном ландшафте, связанные воедино нитями дорог.
Конечно, спланировать город — труднейшая задача даже для архитекторов. Но представить себе в макете облик небольшого городского пространства — сквера возле станции метро, площади с фонтаном или школьного двора — вы можете, чтобы яснее осознать, как вам удобнее и интереснее жить в городе. В этой работе проявятся приобретённые вами ранее композиционные знания и любовь к своему городу. Любите его, и он полюбит вас! «Природа в городе» — это может быть бульвар или сад с водоёмом, газоны и клумбы дворов или целый микрорайон, дышащий кислородом своих «зелёных лёгких». В учебных макетах пространство микрорайона организуется благодаря выделению доминанты (архитектурного сооружения, памятника и др.) в сочетании с элементами парка, сквера, двора и т. д. В работе можно использовать природные материалы. Пример коллажного проекта «новое здание в сложившейся архитектурной среде». (Здание нарисовано и вклеено в фото).
Для создания фантазийного силуэта города используются его наиболее известные архитектурные сооружения.
ЗаданияКомпозиционная организация городского пространства
|