Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

Встречают по одежке

Дизайн современной одежды

Сегодня подход к одежде и моде значительно отличается от подхода в прошлые времена. Одежда стала демократичнее. Ушли в прошлое сословные и чисто национальные одежды. Современная мода стала интернациональна, заимствуя у народной одежды лишь стилевые мотивы (например, у русской народной одежды — мотивы русских рубах, тулупов и папах, ставших прообразом шуб-дублёнок и стиля «казачок»).

Демократичность моды и её доступность для всех породили определённое однообразие в массовой одежде. Такой процесс называется унификацией, но каждое новое поколение имеет свои взгляды на то, как надо одеваться и как надо выглядеть, отвергая этим унификацию.

Дизайнеры-модельеры, используя мотивы народного костюма (форму или орнаментику), создают непохожие друг на друга и различные по стилю виды современной одежды.

В молодёжной среде одежда часто подобна сигналу, или посланию окружающим. Ты обозначаешь ею, кто ты, чей, откуда. Благодаря этому легче приспособиться к незнакомому месту, ситуации и людям. И эта знаковость костюма для молодых бывает поважнее функциональных или эстетических достоинств.

Одежда подобна социальной маркировке, это знак принадлежности к определённому кругу. Только если в прошлом это было обозначение принадлежности к гражданскому сословию, то теперь — к более узким общественным группам.

Критерии молодого человека, подростка в оценке одежды и критерии взрослых столь различны, будто речь идёт о двух разных мирах. Попробуйте ответить сами себе, чем вы руководствуетесь при выборе одежды. Если оставить в стороне вопрос о средствах, то скорее всего одним из главных мотивов выбора будет «как у приятеля, как у модели в журнале, как у героини в телесериале», т. е. подражание и заимствование. Мода — это некий стандарт, она задаёт установку в подходе к одежде. И следование ей тоже вид заимствования и подражания. Человеку только кажется, что он совершенно свободен в своём выборе, на самом деле он либо следует моде, либо противостоит ей.

Современная молодёжь самостоятельно формирует свою одежду, компонуя её из готовых изделий. И это по-настоящему творческий процесс. Поэтому перед молодыми людьми стоят две проблемы — проблема выбора и проблема композиции. Мало накупить всяких одёжек, надо суметь скомпоновать, объединить их в целое, проявив при этом конструктивную логику и художественный вкус.

Выразительность и красота одежды — результат найденного стиля и соответствия фигуре. Одежда — это диалог с телом, с его формой, пропорциями, плюсами и недостатками. Только надетая на человека, причём конкретного, она обретает смысл. Поэтому то, что подходит для одного, совсем не обязательно подойдёт другому, и то, что хорошо выглядит на модели, совсем не обязательно так же будет выглядеть на вас.

Наиболее выразительно выглядит костюм, в котором чётко читаются три основных объёма (например, юбка — блузка — головной убор или брюки — рубашка — жилет и т. п.). но, конечно, композиция может строиться и на двух или одном элементе формы. В этом тоже есть своя образность, но зрительно силуэт костюма читается более упрощённо и однопланово

При небольшом гардеробе молодых людей важно умение трансформировать одежду. Вид одного и того же костюма меняется от включения дополнительных, разнообразящих его частей (блузок, рубашек и др.) или деталей (платков, галстуков). Здесь велика роль фантазии и вкуса. В одном случае достаточно шарфика или пояса, чтобы всё заиграло по-новому, а в другом — гольфы того же цвета, что и бейсболка, или яркий рюкзак эффектно преобразят ваш облик. При создании костюма композиционно важно акцентировать его главный элемент, подчинив ему всё второстепенное, и не забывать всегда соотносить деталь с фоном.

(Разнообразие аксессуаров в современном костюме)

Типы и виды современной одежды чрезвычайно многообразны и различаются исходя из их предназначения. Это может быть детская и рабочая одежда, сезонная и спортивная, домашняя и празднично-представительская. В обыденной жизни эти разделения условны и подвижны. Часто одна и та же одежда выполняет разные функции, например, побывав «выходной», становится «ежедневной», а то и домашней.

Многообразие условий нашей жизни определяет необходимость создания соответствующих типов одежды, их форму и материалы, из которых они изготавливаются.

Традиционно ансамбль в костюме характеризуется единообразием фасона. Однако создание оригинального и выразительного костюмного ансамбля в современной моде часто достигается смешением элементов разных типов одежды благодаря их стилевому единству или контрасту по цвету, форме или фактуре материала. Сегодня смешались даже элементы мужской и женской моды. Например, брюки, в особенности джинсы, стали привычным и популярным видом одежды и у женщин. Некогда спортивные виды одежды и обуви прочно вошли в повседневный молодёжный костюм: футболки и майки в сочетании с брюками, шорты и кроссовки. Их присутствие в современном костюме — не только отражение их ценовой доступности, демократизации моды, но прежде всего реализация принципа функциональности, практичности.

Наиболее традиционен ансамбль мужского официального костюма (пиджак, брюки, галстук и часто жилетка, т. н. «тройка»).

Не только следование традиции, но и смешение типов одежды, поиск индивидуального ведут к нахождению «своего» стиля. А стиль, как утверждала законодательница европейской моды Шанель, важнее моды.

Молодёжная мода вбирает в себя отдельные стилевые мотивы одежды, заимствованные в спортивной, армейской или артистической среде. Кожаные куртки и браслеты, тельняшки и армейские ботинки, платки-банданы и тёмные очки, разные цепочки и ленточки и т. п. — они становятся образными деталями молодёжного костюма. Сами по себе части костюма не могут быть плохими или красивыми. То, что имеет смысл как деталь сценического образа поп-звезды, может неуместно выглядеть в повседневности и может стать образцом эклектики и антимоды.

Облик звёзд экрана или рок-групп придуман для выступлений. Это сценический образ, специально сконструированный имидж. А зачастую он воспринимается как образец повседневной одежды и поведения. Глупо и смешно не осознавать этой разницы, бездумно повторять сценически-театральное в повседневной жизни.

Даже если вещей мало, человек стремится к разнообразию своего облика. Умение и манера носить костюм — понятие не из прошлых веков. Поднятый воротник, небрежно наброшенный на плечи шарф — это попытка создать свой стиль, найти индивидуальность своего облика. Легко (желание понятно) подражать кому-либо, особенно в юности, гораздо сложнее быть самим собой и в поведении, и в облике.

Стремясь скрыть свою пустоту, люди часто прячутся за одеждой. А интересный человек привлекает наше внимание даже в поношенном плаще и немодных башмаках. Это «встречают по одёжке», а провожают-то по уму. Плохо дело, если тебя ценят только за одежду. Любят и уважают за другое!

Иногда человек хочет быть одет вызывающе и броско, а иногда просто и естественно.

Одежда, можно сказать, имеет свою философию и психологию. В том, как мы одеты, отражаемся мы, наш характер, наше понимание красивого или удобного.

Порой в незамысловатом свитере мы выглядим гораздо выразительней, чем в самом нарядном и модном костюме.

Как каждое заключительное задание четверти, работа по теме «Дизайн современной одежды» — коллективная. В создании костюмов для Театра моды, спектакля или карнавала решаются образные и конструктивные задачи, включая грим и причёску.

В работах учащихся создаются проекты одежды как для повседневной жизни, так и для фантазийных коллекций.

Задания

Дизаин современной одежды

Коллективное проектирование:

  1. создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма (например «Мы на дискотеке», «Наши в турпоходе», «Летом в Петербурге» и т. п.). По предварительному эскизу создайте многофигурную композицию, в которой каждый должен нарисовать свой костюм, соединив его со своим фотопортретом (сомасштабно);
  2. создание коллекции моделей образно-фантазийного костюма в натуральную величину либо в виде костюма для куклы (девочки или мальчика) на выбранную тему (например, «Автогонщик», «Гости из Космоса», «Волшебная весна» и т. п.). Выполняется по предварительно сделанным эскизам, объединённым единым стилем. Для этого должны быть решены композиционно-конструк-тивные задачи (подбор цвета, фактур и крепление частей). Создание коллекции требует выбора доступных материалов, из которых она будет сделана (бумага, марля, полиэтилен, проволочки, ленты и пр.). Итогом работы является демонстрация моделей в форме «Театра моды», спектакля или карнавала.

В этот проект включается и задание по теме «Гоим и причёска» Задания выполняются группами по 5—7 человек.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru