Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

Пугало в огороде, или... Под шёпот фонтанных струй

Дизайн и архитектура моего сада

Кто не знает: «Надо ехать на дачу и копать грядки!» или «Ты, наконец, прополешь клубнику?» — тихое проклятие дачи с её прополкой и поливкой. А может, и радость?

Радость от посаженного деревца или взращённого цветка, когда ты видишь, как появляется росток и расцветает бутон. И тогда становится понятно, почему тысячи людей с удовольствием копаются в своём саду. Это врождённая тяга к природе человека, зажатого среди железобетона и машин, лишённого чистого воздуха, шири полей и зеркальной глади озёр.

Поэтому так важен человеку кусочек земли вокруг его дома, то, что на нём происходит и как он выглядит. Дом и земля вокруг него составляют единое жизненное пространство.

В этом пространстве земля может быть местом отдыха, садом, т. е. может играть роль естественной природной среды, а может быть обустроена как функционально-хозяйственная зона. Пример такого отношения к земле — фруктовые сады в сельских хозяйствах, для сельских жителей это место работы и средство получения наибольшего урожая.

Приусадебный участок может быть единым природным и функциональным целым.

Например, когда его площадь занята только садом или огородом, хозяйственно-бытовыми строениями или парковой рекреацией.

А может быть зонированным пространством, совмещающим в себе одновременно разные функции.

У дачного сада другое предназначение. Конечно, в дачном саду могут быть и яблони, и вишни, и смородина, а также огород, но прежде всего трава, цветы и просто деревья — среда для отдыха. В идеале участок — это сбалансированное использование его во многих целях. Но посмотрим более внимательно на устройство сада, применив при этом знания основ ландшафтно-парковой архитектуры и садового дизайна.

В дачных садах могут органично воплощаться элементы уже знакомых вам садово-парковых школ: французской с её чёткой организацией аллей и клумб, подобно паркам Петербурга или Версаля, английской со свободной планировкой и максимальным сохранением природного ланд- шафта. Беседки и скамейки могут решаться в стиле русской усадьбы. А в дизайне водоёма и журчащих по камням струй ощущаются традиции ландшафтного искусства Востока.

При организации пространства садового участка могут использоваться композиционные приёмы разных стилей паркового дизайна.

Создание сада, как любой вид дизайнерской деятельности, начинается с плана. План может быть в виде проектной зарисовки, эскиза будущего сада или его схематического чертежа (вид сверху). Обычно план выполняется предельно просто, но с соблюдением масштаба и с привязкой к определённой местности (это может быть реальный или фантазийный дизайн территории вокруг вашей дачи). В сделанных вашими сверстниками проектах видно, как могут быть использованы разные приёмы садового дизайна в соединении с природными условиями конкретного участка, создающими его индивидуальный стиль.

В проектах закладывается членение сада на отдельные зоны (детская площадка, розарий, солярий и т. д.). Они разделяются не только оградами, но и при помощи перепадов рельефа, вьющихся кустарников или аллей. Проект, выполненный в макете с помощью природных материалов, даёт возможность с наибольшей полнотой ощутить замысел дизайнера.

Различные виды ученических проектов садового участка (или его части): планировка, рисунок, коллаж, макет.

При создании и сада, и клумбы все правила композиции (гармония, ритм, единство части и целого и др.) действуют точно так же, как и при организации пространства интерьера. Старайтесь не подминать природу под ваш план, каким бы совершенным он вам ни казался, а идти от реальности, учитывая особенности местности: пригорки, старые корневища и пни, используя их как элементы дизайна вашего садового участка.

Постройки могут контрастировать с природой, а могут вписываться в окружающую среду. Дизайн сада включает в себя планировку участка, использование дикорастущих растений и деревьев в сочетании с садовой скульптурой или искусственными водоёмами. В среду лужаек и газонов, тропинок и аллей естественно вписывается садовая мебель — шезлонги, гамаки, скамейки и кресла.

Какими бы разными ни были композиционные решения вашего сада, их цель одна — выявить красоту и неповторимость природы.

В разнообразии цветов, переплетении дорожек, расположении скамеек и камней рождается образ сада.

Дизайн садового участка включает в себя естественно-природные элементы: деревья, кусты, старые корневища и пни, валуны и специально созданные элементы: клумбы, газоны, скульптуры, садовую мебель, шезлонги, кресла-качалки, гамаки, тенты, а также перголы, беседки.

Особое очарование садовому пейзажу придают водоёмы с их мостками, кувшинками, с журчанием ручьёв. Их разнообразие бесконечно...

Цветы — частица сада в доме

Человек не хочет расставаться с садом. В городе он разводит цветы в горшках, ставит букеты в вазы, засушивает их. Цветок — может быть, единственное, что сближает всех нас в понимании и ощущении прекрасного. Цветы — источник поэзии и спутник любви. Букет для мамы или любимой ценен не количеством цветов или их дороговизной, а душевным движением. Что подарить — полевую ромашку или веточку с первыми распустившимися листиками, роли не играет. Главное — дарите!

Цветок, любая травинка и даже просто мох красивы сами по себе, но в определённых сочетаниях друг с другом они приобретают ещё большее великолепие и поэтичность. Поэтому из глубины веков идёт тяга разных народов к составлению букетов, плетению венков и созданию всяческих украшений из цветов. Сегодня произведения из цветов относят к специфической сфере дизайна, называемой фитодизайн.

ФИТОДИЗАЙН — это композиции не только из цветов, но и из веток и различных природных материалов: коры, мха, шишек, раковинок, камней и т. д.

Букеты в вазах, цветы в горшках или даже засушенные цветы и травы присутствуют в нашей жизни как воспоминание о лете или живое дыхание природы

В фитодизайне применяются общие композиционние принципы, только не с геометрическими фигурами или бездушными объёмами, а с живыми растениями. Здесь больше, чем где-либо в дизайне и архитектуре, композиция соединяется с поэзией и философией. Руководствуясь чувством красоты, гармонии и контраста в подборе цветов, вы добьётесь неповторимости их сочетаний по колориту, форме и фактуре в живом произведении. Сам процесс создания композиции из цветов называется аранжировкой. Искусство аранжировки относится не только к букетам, но и цветам, растущим в саду. И там и тут важно достичь ритмичности и скульптурности форм, чтобы одновременно был выражен цветовой акцент и при этом сохранялась красочная целостность всей композиции.

(Пример поэтапного создания фитокомпозиции)

Наиболее глубокие правила аранжировки существуют в японской художественной культуре икебаны (в переводе — «цветы, наделённые жизнью»). В японском искусстве вся природа — и деревья, и камни, и в особенности цветы — объект не только эстетического наслаждения, но прежде всего религиозно-философского созерцания. Через природу, рождающую мысль о мимолётности красоты, о бренности всего сущего, человек осознаёт себя («Печаль вещей» — вот дословный перевод этого ощущения.) Искусство икебаны — не просто вид фитодизайна, а определённый язык символов, как, например, жесты в японском театре кабуки.

Фитокомпозиции (букеты, корзины, венки) бывают самого разного типа и назначения. Они могут украшать служебные и общественные помещения: декорировать стены, висеть в кашпо и стоять в вазах, быть в виде клумбовых композиций, соединяясь с ландшафтно-парковым дизайном.

И в простейших работах учащихся, и в сложных композициях художников-аранжировщиков цветок предстаёт как частица вечной красоты природы, лишь выявленная мастерством дизайнера.

Рассмотрим несколько композиционных схем аранжировки:

  • организация пространственного решения исходя из цветовой гармонии или контраста при сопоставлении различных растительных форм и фактур;
  • организация двухмерного цветового декора в различной ритмике;
  • организация конструктивной фитокомпозиции в центровой, симметричной компоновке и динамическом равновесии

Ритмическое и цветовое единство в европейской аранжировке композиционно достигается непосредственно при создании букета.

А в икебане форма, расположение, цветовая гамма и сам подбор растений подчиняются традиционно сложившимся схемам. В их композиции содержится определённый смысл, например: признание в любви, поздравление, предупреждение и т. д.

Колористическое решение большинства фитокомпозиций строится на сближенности или контрастности цветов, а форма букета компонуется по принципам динамического равновесия.

В этих оригинальных работах достигнут композиционный баланс природных элементов: цветков, веточек, мха, самого сосуда.

Пример фитокомпозиции из разнообразных природно-растительных форм и фактур с цветовым акцентом (доминантой).

Задания

Дизайн-проект территории приусадебного участка.

  1. Сделайте чертёжно-схематическую планировку (вид сверху, в масштабах, соответствующих реальности и с пояснительными указаниями) садово-хозяйственной или садово-парковой территории (аллеи, газоны, садово-парковые постройки и др.).
  2. Выполните одно из предлагаемых заданий:

    а) макет фрагмента сада (спланированного в задании 1), включающий элементы ландшафтного дизайна: деревья, аллеи, кустарники, беседки, ограды, камни, водоёмы, фонтаны и т. п. В макете можно применить природные материалы, имитирующие деревья, траву и др.;

    б) живописный набросок фрагмента сада (спланированного в задании 1);

    в) фитокомпозицию. Выполнение аранжировки растений, цветов и природных материалов исходя из принципов композиции (соотношение цвета и объёма в пространстве). Продумайте также, кому вы адресуете композицию (маме, подруге и т. д.).

Задания а) и б) могут выполняться в привязке как к конкретной (по фото), так и к воображаемой местности.

Задания 1 и 2а могут быть выполнены на компьютере с использованием архитектурных и ландшафтных дизайнерских программ.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru