Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

Роль цвета в формотворчестве

Мир дарит человеку бесчисленное многообразие не только форм, но и цвета.

Однако в современном городе человек лишён богатства оттенков морской раковины, лесной поляны или заката. Он лишён не только чистого воздуха, но и зрительно-цветовых впечатлений, необходимых для полноценной жизни.

Природе человека противоречит симметрично скучная планировка кварталов, однообразие форм, скудость и невыразительность их цвета. Важнейшая задача архитектора и дизайнера — преодолеть цветовое голодание горожанина, дать ему эмоционально яркие впечатления.

Характер и роль цвета в архитектуре и дизайне отличаются от цвета в природе. Деревья, травы, небо имеют цвет, данный им природой, а цвет здания или вещи сочинён художником. Несмотря на то что цвет в конструктивных искусствах предстаёт всего лишь как окрашенная поверхность реальной вещи или здания, он является средством наиболее сильного эмоционального воздействия на человека.

Цвет помогает организовать пространство, выявить конструкцию, подчеркнуть или скрыть форму объекта. Что это значит? И в пространстве городской площади, и на плоскости стены дома цвет выделяет главное, т. е. доминанту, и создаёт разнообразие. При помощи цвета части здания и сами здания в пространстве могут быть соединены или разделены.

Цвет обостряет эмоциональное восприятие формы и пространства, будь то здание или кружка.

В объёмно-пространственных построениях действуют те же законы цветовой композиции, что и на плоскости, которые мы изучали в графическом дизайне.

Цвет может зрительно уменьшить или увеличить, сузить или растянуть форму в зависимости от творческого замысла архитектора.

В своих макетах вы будете определять цветовое решение отдельных зданий и небольших открытых городских пространств (кварталы, площади, улицы). В зависимости от поставленных композиционно-образных задач при выявлении формы или организации пространства необходимо будет подбирать и цветовую гамму.

Не только цвет, но и освещение помогает восприятию формы здания. Подсветка придаёт особое, почти волшебное очарование архитектуре в ночной темноте. В свете огней вывесок, реклам и иллюминации рождается особый образ города — ночной.

В каждую эпоху можно выделить пристрастия художников к определённым цветовым формам: в эпоху готики — к витражам, в эпоху барокко — к раскрашенной лепнине и гобеленам, в XX в. — к сочетанию локально окрашенных больших плоскостей и их фактур.

Здание — результат творчества художников разных профессий: архитекторов, дизайнеров, живописцев, резчиков и др. Благодаря их усилиям у нас рождается единый синтетический образ здания, в котором немалую роль играет его цветовое решение. Кроме локальной окраски стен, мы видим в интерьере цвет во фресках или монументальной живописи, витражах, мозаиках, коврах и гобеленах. В них в отличие от станковой живописи изображаемое по преимуществу имеет плоскостной характер, что позволяет зрительно не разрушать плоскость стены.

Архитектурный фрагмент парка Гуэль. Барселона. Арх. А. Гауди

В старину у разных народов цвет постройки определялся материалом, из которого она делалась. В русской архитектуре это был цвет древесины. От времени и непогоды бревенчатая фактура темнела, лишалась оттенков, становилась «суровой». Поэтому рождалось стремление сделать здание внутри ярким и радостным благодаря росписи, вышивкам и разноцветью утвари.

Эта роль цвета была важна и для изб, и для царских хором, не говоря уже о храмах с их традиционным цветовым богатством. При переходе к каменному строительству и созданию стойких красителей увеличились творческие возможности архитектора в решении цветовых задач.

Кабинет в теремном дворце. Кремль. Москва

Важна роль цвета и в организации закрытых пространств внутри здания — в интерьерах. Цвет влияет на восприятие объёма помещения: объединяет его, визуально делит на отдельные пространственные зоны или углубляет, создавая иллюзию высоты, и т. п. К тому же, как мы помним, цвет оказывает эмоциональное воздействие.

Примеры цветового решения интерьера показывают, как он определяет атмосферу помещения и влияет на наше настроение. Тем более что цвет оказывает на человека большее воздействие в замкнутом пространстве, чем на улице.

В дизайне, как и в архитектуре, цвет усиливает наше восприятие формы. Кроме того, цвет обостряет внимание и поэтому может служить знаком спасения, предостережения, помощи и т. д. (красный огнетушитель, оранжевый жилет дорожника, спасательный круг и др.).

Понимание роли цвета в дизайне вы сможете проявить при создании как сложных, так и простых вещей, например упаковки. Дизайн набора упаковок должен отличаться единым стилевым решением цвета и формы, фактуры и шрифта, а самое главное — соответствием содержимому, будь то бытовая техника, косметика, игрушки и т. д.

Стальной, серебристый цвет подчёркивает эластичную обтекаемость формы автомобиля, синяя и красная полосы усиливают динамичность мчащегося поезда.

В упаковке яркие жизнерадостные цвета привлекают наше внимание к товарам, но ещё больше внимания мы обращаем на цветовые сигналы опасности.

Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета — заключительная творческая работа во второй четверти, и выполняется она коллективно. Эти макеты учащихся — пример осознания роли цвета в выявлении формы.

Задания

Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции.

  1. Распределившись на группы по 3—4 человека, сделайте комплект упаковок (парфюмерный, канцелярский, кондитерский и т.д.) из 3—5 предметов, продумав, для кого он будет предназначен. Сочините единый конструктивный и цветовой стиль комплекта. Затем каждый должен сделать макет своей части набора, исходя из формы и назначения изделия.

    Вначале вырежьте развёртку упаковки (из плотной белой или цветной бумаги). Цветовая гамма коробки создаётся наклеиванием цветной бумаги, вырезок из фотографий и т. п. Также решается цвет и фактура внутренней части коробки (ткань, фольга и т. п.). В декор упаковки может входить краткая надпись или изображение.

  1. Группой из нескольких человек создайте в макете цветовое решение пространства микрорайона. Выбрав общую цветовую гамму, добейтесь стилевого единства архитектурного комплекса из 5—7 объектов, выделив цветом архитектурную доминанту. Каждый участник разрабатывает цветовое решение своего объекта, выявляя своеобразие его формы, вводя акценты в окраску фасадов домов (используйте для работы цветную бумагу). В итоге должно быть создано композиционное и эмоционально-цветовое единство всего архитектурного комплекса.

При помощи компьютера можно переделать цветовое решение как отдельного здания, так и целого скучного «спального» микрорайона.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru