>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебник по ИЗО для 6 класса

Изобразительное искусство

       

Портретное искусство в России

В русском искусстве художник» впервые обратились к созданию портретов в XVII в. н вначале писали их точно таким же методом, как и иконы, — на доске темперными красками. Такие портреты называли парсунами, от слова «персона».

Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно. Нет ничего удивительного в той быстроте, с какой русские художники освоили мастерство портрета, имевшего в Западной Европе такую давнюю традицию. Ведь, собственная изобразительная культура была в России очень высокой. Художники-портретисты не только перенимали чужие приемы, но и открывали новые, собственные. Русские художники достигли выдающихся успехов в искусстве портрета.

Фамильные портреты часто украшали кабинеты и гостиные в дворянских усадьбах, появились даже специальные портретные комнаты, сохранявшие облик членов семьи в памяти потомков. В художественных музеях по всей стране сегодня можно увидеть эти старинные произведения. Глядя на строгие и одухотворенные лица наших предков мы узнаем свое прошлое, учимся понимать его,

Н. Подключников. Кабинет в усадьбе. Масло. Россия. XIX в.

К концу XVIII в. русские живописцы достигли совершенною мастерства.

Портреты было принято делить на парадные и камерные. Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение героя. Такие картины носят приподнятый, торжественный характер. Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя. В этo время особенно ценилось очень сложное и тонкое умение передавать едва уловимые трепетные оттенки переживании.

Знаменитый художник B.Л. Боровиковский создал много мастерских парадных портретов, но особое место в его творчестве занимают образы юности. Самый ишменитый из них портрет Марии Лопухиной, задумчивой и одновременно чуть шаловливой девушки в белом платье на фоне пейзажа. Все творчество художника было посвяшено утверждению светлых и возвышенных идеалов.

В.Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной Масло. Россия. XVlll в.

А.Г. Венецианов. Автопортрет. Mасло. Россия. XIX в.

Глубоко и ярко выразил романтические идеалы своего времени О.А. Кипренский в «Портрете Е.В. Давыдова». Этот парадный портрет позволяет нам понять, как в людях того времени были сплавлены воедино воинская доблесть, светское изящество и «дум высокое стремленье».

О.А. Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова. Масло. Россия. XIX в.

К.П. Брюллов. Всадница. Масло. Россия. XfX в.

Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре. Вначале скульптура развивалась медленнее, потому что в России не было традиции ставить скульптурные памятники (в честь знаменательных событий закладывали храмы), но постепенно появились свои мастера.

Самым ярким стал Ф.И. Шубин. Современников восхищало его умение изменять фактуру мрамора, превращая его то в подобие легкой ткани, ответной мимолетном движению плеч, то в сложные и как бы пушистые завитки прически, то в ynpугую поверхность кожи.

Ф.И. Шубин. Портрет князя А.М. Голицына Мрамор. Россия. XVIII в.

Ф.И. Шубин. Павел I. Бронза.

Скульптура Шубина рассчитана на круговой обход ее зрителем. Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придает ей живую выразительность. Особенно знаменит парадный портрет императора Павла I, где он представлен в парадной одежде, с орденами. Олнако, когда обходишь скульптуру, с изменением точки зрения облик портрета меняется — от сурового до комичною, от мечтательного ло жалкого, что 6 полной мере соответствовало характеру самого императора.

Вопросы

  1. Почему не всякое изображение человека можно назвать портретом?
  2. Как можно объяснить, что в художественном портрете проступает авторская позиция художника? Как она соотносится с задачей портретного сходства?
  3. Как ты объяснишь, чем отличаются друг от друга парадный портрет и лирический камерный портрет?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru