Учебник по ИЗО для 6 класса

Изобразительное искусство

       

Цвет. Основы цветоведения

Мы видим мир цветным, и идет обладает огромной силой воздействия на нас.

Цвет столь сложное и загадочное явление, что его изучают многие науки, причем с совершенно разных позиций. Физика изучает энергетическую природу цвета, математика - способы измерения цвета, биология — значение цвета в жизнедеятельности животных и растении.

Для художника видимый цветной мир — это мир наших жизненных переживаний, наших чувств и представлений о красоте.

Цвет — дитя света.

Без источника света цвета нет, так как цвет — это световые волны определенной длины. Свет распространяется волнами, это вид электромагнитной энергии. Световые полны отражаются или поглощаются поверхностью предметов и представляются нам цветом. Световые волны сами по себе не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. До сих пор в умении мозга человека распознавать эти волны еще существует много тайн.

Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трехгранную призму, то белый свет расслоится и образуется разноцветная полоса, которая называется спектром. Спектр — та же радуга, и цвета в нем располагаются в определенном порядке: красный, оранжеяый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если дальше на пути света поставить собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь даст белый цвет.

Если мы сумеем удалить из спектра один цвет, например красный. то соединенные посредством линзы все остальные ивета — оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый — в сумме дадут.. зеленый цвет! Если же мы удалим желтый, то все оставшиеся цвета — красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый — дадут нам один фиолетовый цвет. Этот фиолетовый цвет будет являться дополнительным к желтому, так же как зеленый является дополнительным цветом к красному, а синий — дополнительным к оранжевому.

Каждый циет имеет свой строго определенный дополнительный цвет.

Два дополнительных цвета противоположны друг другу, но при этом они всегда нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они усиливают друг друга. Если мы соединим два снеговых луча дополнительных цветов, то получим белый свет: Если же мы смешаем краски, а не лучи, то цвет будет серый.

Красный, желтый и синий - основные цвета, или первичные.

Смешивая основные цвета попарно в равных долях, можно получить составные цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый. Если смешение продолжить, можно получить различные промежуточные цвета в ряду составных.

Цветовой круг

Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг как геометрический порядок множества цветов.

Три основных цвета размещены в треугольнике. На его сторонах построены треугольники составных цветов. Вокруг вершин полученного шестиугольника очерчено кольцо уже из двенадцати цветов, полученных путем смешения соседствующих, и мы сразу видим, что это цвета радуги. Цвета, расположенные рядом, можно назвать родственным или близкими.

Дополнительные цвета

В цветовом круге дополнительные цвета находится строго напротив друг друга. Если выделить все пары, можно заметить, что в каждой такой паре обязательно присутствуют все три основных цвета.

КРАСНЫЙ И ЗЕЛЕНЫЙ = КРАСНЫЙ И ЖЕЛТЫЙ + СИIIИЙ.
ЖЕЛТЫЙ И ФИОЛЕТОВЫЙ = ЖЕЛТЫЙ И КРАСНЫЙ + СИНИЙ.
СИНИЙ И ОРАНЖЕВЫЙ = СИНИЙ И ЖЕЛТЫЙ + КРАСНЫЙ.

Чтобы получить новые оттенки каждого цвета, можно прибавлять к нему разное количество белого или черного. Получаемый при этом цветовой тон будет отличаться насыщенностью и светлотой.

Таким образом, из смешения трех основных цветов рождается все цветовое богатство мира!

Чистота цвета относительная величина. Любой цвет можно определить по количеству составляющих его основных цветов в процентах. Это необходимо, например, в полиграфии при цветной печати, для окраски тканей в текстильной промышленности, в цветном телевидении и фотографии.

Для изобразительного искусства законы научного цветоведения важны. Однако понимать состав цвета — это одно, а работать цветом в искусстве — другое. Здесь требуется мастерство, которым владеют художники. Внимание художника направлено на воздействие цвета, его восприятие человеком. А восприятие цвета — это наши ощущении, впечатления от цвета, и здесь бывают самые разные превращения.

Например, посмотри: белый квадрат на черном фоне выглядит крупнее, чем точно такой же черный квадрат на белом фоне.

Желтый квадрат на белом фоне производит впечатление мягкого и спокойного тепла. А когда мы его же поместим на черный фон, он будет казаться нам очень светлым, ярким, резким;

Восприятие цвета меняется в зависимости от фона, на котором он расположен.

Синий квадрат на желтом фоне будет выглядеть темным и глубоким, а на фиолетовом фоне тот же квадрат как бы выцветет и пожелтеет, потому что желтый цвет является дополнительным к фиолетовому.

Теплое пятно кажется ближе, а колодное — дальше.

Нет никакого сомнения, что цвет оказывает на нас очень сильное воздействие. Все древние народы придавали большое значение влиянию цвета и наделяли разные цвета символическим смыслом. Так, у многих народов красный цвет — цвет солнца и любви, зеленый — цвет юности, обновления и надежды, а белый — цвет чистоты и невинности. Однако в разные эпохи и в разных культурах смысловое значение цвета сильно менялось. Так, в культуре Византии императорскую власть олицетворял красный цвет, а в Китае — желтый, который был символом мудрости и просвещенности.

В народном искусстве символика цвета часто складывалась под воздействием красок окружающей природы. Например, в желтых песках пустынь самым ярким, звучным и красивым виделся голубой цвет, а в зелени лесов, так же как и на белом, холодном снегу, особенно нарядным, звучным казался красный цвет.

Цвет оказывает влияние на наше самочувствие. Синий, голубой, зеленый цвета успокаивают, скорее всего, потому, что напоминают о цвете неба, моря, растений. Оранжевый, красный цвета как бы пробуждают энергию, желании действовать. В течение всей истории в сознании людей закреплялись определенные представления о связи различных цветов с разными жизненными явлениями.

Цветовое зрение современного человека прошло длительный путь развития вместе с развитием общества, его культуры и искусства, оно постоянно развивалось и обогащалось новым опытом.

Вопросы и задания

  1. Назови основные цвета. Как получить составной цвет?
  2. Какие пары дополнительных цветов ты можешь назвать?
  3. Как сделать цвет темнее или светлее?
  4. Назови любой цвет и расскажи, какое настроение он у тебя вызывает, что этот цвет тебе напоминает, где и при каких обстоятельствах он произвел на тебя наиболее сильное впечатление.
  5. Сделай цветовую шкалу с разными оттенками цвета.

    Нарисуй карандашом на альбомном листе бумаги широкую полосу. Раздели ее на пять частей и все крайние закрась выбранными основными цветами, например синим и желтым. Три клетки между ними закрась разными оттенками зеленого цвета. полученного путем смешения.

    Теперь сделай полосы ниже н выше твоей цветовой шкалы. Смешай каждый цвет с бедой краской в верхней полосе и с серой краской в нижней полосе.

  6. После столь серьезною изучения пветоведения можно выполнить и игровое задание, но задача будет обучающая.

    Выбери и изобрази сказочный мир цветной страны (например, Изумрудный город и окружающие его страны добрых и злых фей из сказок А. Волкова; недобрую коричневую страну из сказки В. Каверина; свой солнечный город и т.д.). Главное — суметь нарисовать этот волшебный мир красками так, чтобы получилось множество оттенков одного цвета. При этом не забылай, добрый или злой мир ты изображаешь: коричневый порядок в стране Дракона и коричневая страна шоколада будут иметь разное — контрастное — цветовое звучание, так же как страна Феи Сирени и замок Фиолетовой колдуньи.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru