Учебник по ИЗО для 6 класса

Изобразительное искусство

       

Цвет в произведениях живописи

Как ты думаешь, почему живопись так называется — живое письмо? Цвет в жизни бесконечно изменчив, зависит от состояния света. Цвет в живописи передает наше живое ощущение реальности — воздействие цвета на наши чувства. Наше восприятие цвета связано со многими причинами, оно зависит даже от нашего настроения. Когда нам радостно на душе, то и все краски вокруг как бы светлеют, становятся ярче, звонче. А станет нам грустно, и мир вокруг сереет, его краски как бы выцветают или темнеют.

Нас окружает бесконечное множество цветовых явлений, и художник стремится рассказать о них своим особым языком — живым смешением красок (не раскраской, а взаимопроникновением цветов, их отражениями и богатством оттенков, которые создают пространственную, словно дышащую, живописную среду).

Мы уже не раз говорили, что изобразительное искусство — это искусство соотношений и контрастов.

В основе живописи — цветовые отношения.

Цвета делятся на теплые и холодные.

Это основной цветовой контраст и главный способ определения цвета в изобразительном искусстве.

Цвета красно-желтой части спектра радуют глаз, создают ощущение тепла, поэтому их назвали теплыми. А цвета голубовато-синей части спектра назвали холодными. Вероятно, ты уже заметил, что в каждой паре дополнительных цветов один цвет теплый, а другой — холодный.

Кто не отличит синий цвет от желтого или красный от зеленого? Гораздо труднее различить оттенки какого-либо цвета. Вот тут-то мы и смотрим, какой из них желтее, то есть теплее, а какой синее, то есть холоднее. Отношение теплого и холодного позволяет художнику определить характер любого цвета и всегда относительно другого.

З.К. Церетели. Цветы. Масло. Россия. XX в.

Очень часто ученики, взяв краски, сразу рисуют траву зеленой, небо — голубым, а морковку — рыжей.

Это знак цвета, который обозначает собственный, неизменный цвет предмета, без влияния на него реального окружения. Он называется локальным цветом. Но если ты посмотришь на траву; то увидишь множество оттенков зеленого, заметишь, как теплеет цвет травы под лучами солнца и синеет в тени. А какой голубой цвет неба? Высоко над головой он бывает ярко-синим, а впереди на горизонте - светло-зеленым. Да и желтое или розовое небо это обыкновенное чудо природы!

И.Э. Грабарь. Осень рябина и березы. Масло. Россия XX в.

Цвет надо учиться видеть! Это далеко не просто и составляет важнейшую сторону мастерства художника. Можно сказать, что для цветового построения картины главным является умение художника видеть ивет.

От древнелатинского слова color (колор), обозначающего «цвет», «краска», происходит понятие «колорит», но современный смысл его гораздо сложнее.

Колорит — это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов.

О. Ренуар. Пейзаж в Эстаке. Масло. Франция. XIX в.

Колорит раскрывает образную мысль художника, это средство выразительного изображения содержания, которое хотел вложить мастер в свое произведение.

Вопросы

  1. Какие гы знаешь теплые и холодные цвета? Как ты объяснишь, зачем художники определяют качество цвета через отношение теплого и холодного?
  2. Какие настроения вызывают теплые цвета и холодные цвета?
  3. Какие соотношения цвета гы выберешь для того, чтобы создать образ борьбы, бури; чтобы выразить таинственность или тревогу; чтобы выразить нежность?

Задания

Тебе потребуются лист бумаги, кисти и краски гуашь.

  1. Сделай по воображению и памяти живописное изображение осеннего букета периода золотой осени, передающее радостное, праздничное настроение. Подумай, какие цветы, веточки, плоды могут тебе для этого пригодиться. Эго могут быть ветки с золотыми листьями, поставленные в вазу, ветка алой рябины с веселым узором листвы, яркие осенние цветы, например астры и хризантемы. Спелые фрукты, положенные на стол, украсят работу.

    При желании радостный натюрморт из осенних плодов может заменить изображение цветов. Для цветового звучания теплых плодов уместно взять изумрудный или ярко-синий фон, нетемный и звучный, как осеннее небо в солнечный день.

Т.А. Маврина. Березовое окно с рябиной. Акварель, гуашь. Россия. XX в.

Т.А. Маврина. Голубое лето. Акварель, гуашь. России. XX в.

  1. Сделай но воображению и памяти живописное изображение грустного, тихого осеннего букета периода поздней осени, когда все отцвело и опали листья.

    Тебе потребуются не звонкие, яркие, чистые, а приглушенные цвета, Но эти цветовые отношения могут быть очень красивы и благородны: на светлом сиреневом, серо-голубом, оливковом, то есть сдержанном, фоне — глубокие фиолетовые и бордовые, вишневые тона. Можно сделать кистью рисунок веток без листьев, ведь осеннее изобилие ушло н леса опустели, И какой-нибудь оставшийся желтый листок зазвучит пронзительно-грустно! При работе важно почувствовать ритмические паузы.

И.П. Обросов. Осень гроза над полем. Масло. Россия. XX в.

    При выполнении этого задания яркое многоцветие ранней осени как бы погаснет. У тебя получится мягкая, серебристая работа. Не надо делать предварительный рисунок карандашом, работу веди сразу в цвете, располагал цветовые пятна по всему листу бумаги.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru