Учебник по ИЗО для 5 класса

Изобразительное искусство

       

Батик — искусство росписи ткани

Один из интересных видов декоративного искусства, в котором работают современные художники, — это батик — искусство росписи ткани. Это искусство пришло к нам с островов Индонезии: мастера издавна занимались там росписью ткани. Они наносили орнаменты восковой смесью, а затем ткань окрашивали в нужный цвет. Воск смывали, и на ткани оставался белый узор.

Со временем техника росписи ткани изменилась, а в наше время стала еще разнообразней и сложней.

Современные художники работают в разных техниках батика. Одна из них горячий батик. Растопленный воск наносится на ткань точно по рисунку, и постепенно им покрывают все цвета в соответствии с рисунком — художник работает по принципу «от светлого к темному». Существует и менее трудоемкий способ росписи — холодный батик. Здесь рисунок выполняется по ткани специальным составом (резервом) при помощи стеклянных трубочек. Резерв, проникая в ткань, создает как бы перегородку, которая не пропускает краску. Именно поэтому линии рисунка должны быть замкнуты, чтобы краска не смогла растечься.

Выполнение рисунка на ткани, натянутой на подрамник. Нанесение резерва по методу «холодного» батика

Художник использует в росписи специальные краски для тканей или анилиновые красители, которые, подобно акварели, мягко перетекают одна в другую, создают чудесные цветовые разводы.

Рассмотри эти работы, выполненные в технике холодного батика. Их темы подсказаны художнику природой. Каждая из работ — это взволнованный рассказ о красоте.

Посмотри, с каким утонченным изяществом выполнено батиковое панно «Камни»!

Е. Мельникова. Панно «Камни». Холодный батик

Живая, трепетная линия очерчивает округлости камней, ложится узорами на их поверхности, прорастает травой, струится потоками воды и превращает ткань в настоящую драгоценность.

Обрати внимание на цветовое богатство батика, согласованность сдержанных, приглушенных цветов, которые создают ощущение таинственности. Выбери самый красивый, на твой взгляд, участок батика и рассмотри, как разливается цвет в очерченных линией перегородках.

Л. Сидорова. Шали. Ботик

А теперь посмотри панно «Нарциссы в лесу». Линия и цвет здесь творят чудеса. Рисунок, выполненный резервом, стелется тончайшим кружевом по поверхности ткани, любовно очерчивая каждую травинку, каждый лепесток крошечного цветка, объединяя все это в единое целое. Цвет наполнил рисунок перламутровым свечением, нежными переливами. Он словно расстворяет в дымке чудесные цветы и травы, собирая их в великолепный ковер.

Е. Нестеренко. Панно «Нарциссы в лесу». Холодный батик

В декоративной композиции «Охота» художник передает свое ощущение волшебного мира театра. Рама — это граница, за которой начинается другой мир, придуманный, волшебный, с масками, костюмами, игрой, с чудесными эффектами света.

Не создалось ли у тебя ощущение, что персонажи, похожие на кукол, играя свои роли с озорством и весельем, как будто движутся по орбите?

Т. Шихирева. Панно «Охота». Горячий батик

Их фигуры условны, плоскостны. Но именно условность языка помогает художнику добиться особой выразительности.

Посмотри, как разнообразна, живописна и одновременно декоративна техника этого батика. Она передает атмосферу праздничного действа.

Автор великолепно сочетает здесь широкую заливку цветом с тончайшей драгоценной орнаментальной проработкой деталей одежды.

Обрати внимание на тонкие трещины— они хорошо видны на цветном фоне. Трещины — особенность горячего батика. Они создают характер поверхности, а при наложении цвета на цвет появляются еще и дополнительные цветовые эффекты.

А вот совершенно другое и по колориту, и по настроению панно «Ветер». Посмотри, как проявляет себя здесь техника росписи по ткани.

Н. Сабинина. Панно «Ветер». Холодный ботик

Декоративное панно наполнено энергией движения. Трепещущая на ветру ткань с красивыми складками как будто ушла в бесконечность звездного неба, растворилась в волнах небесного океана. Разве не создают декоративные пятна вверху ощущение волн, накатывающихся на землю — берег? Посмотри, как это выразилось в цветовом строе произведения. Какой здесь найден ритм линий, цветовых пятен? Обрати внимание на характер линий. Какие они? Все эти средства, которыми художник строит декоративную композицию, выражают смысл произведения.

А теперь обрати взор на панно «Без названия». Оно решено еще более условно, чем предыдущее. Что тебя поразило в этой работе? Какие поэтические образы возникли в твоем воображении? Какое название можно дать этому произведению?

Е. Иванова, М. Розанцева. Панно (без названия). Холодный батик, аппликация

Через сравнение этих двух работ ты острее увидишь средства, с помощью которых художник выстраивает свой образ-размышление.

Рассмотри внимательно эти два батика, очень непохожие друг на друга, — панно «Движение» и «Балаганчик...». Не правда ли, в первой работе словно на экране компьютера вдруг высветилась сложная пространственная конструкция из линий? Создается впечатление, будто она движется. А может, это постоянно изменяющаяся траектория движущегося космического тела? Посмотри, как в одной работе царствует линия, а в другой — декоративное цветовое пятно!

Е. Архиреев. Панно «Движение». Батик

Работы художников, с которыми ты познакомился в этой главе учебника,— это современные произведения декоративно-прикладного искусства, которые можно увидеть на выставках, в художественных галереях.

Выставочная деятельность — это своеобразная творческая лаборатория художника. Она связана с поиском новых художественных идей, нового пластического языка, которым художник выражает свои мысли, чувства, представления о красоте, свое отношение к миру.

Выставочная деятельность — это упорный, напряженный труд, в результате которого рождаются на свет авторские вещи. В отличие от предметов массового производства авторские вещи всегда неповторимы. Они сохраняют творческую индивидуальность автора, становятся как бы продолжением личности художника.

Н. Виноградова. Диптих «Балаганчик — персонажи». Фрагмент. Батик

Современные художники-профессионалы нередко обращаются к русской старине, к традиционным образам и сюжетам народного искусства. Но древние образы и сюжеты звучат в их творчестве совершенно по-иному. Художник как бы пропускает их через себя, привносит в них черты современности, свое «я».

Современный профессиональный художник, используя язык художественного материала (пластику керамической массы, прозрачные объемы стекла или пряди разноцветных ниток и т. д.), стремится к созданию поэтического образа, рождающего ассоциации с окружающим миром, природой. Вслушайся в названия произведений — «Берег радости», «Земля детства», «Весна» и т. д. Здесь речь идет не о картинах, а о предметах, декоративных формах. Художник-прикладник не копирует слепо природные формы, а перерабатывает их, создавая свои условные, необычные декоративные формы, наполненные смыслом.

Благодаря смыслу предмет и обретает образное звучание, становится художественным. Ценность таких работ в том, что они будоражат воображение зрителя, заставляют его активно мыслить и побуждают его самого к творчеству.

Вопросы

  1. В чем состоит отличие выставочных произведений декоративно-прикладного искусства от изделий массового производства? Покажи это на примерах.
  2. Что отличает современного художника декоративно-прикладного искусства от народного мастера?
  3. Как ты понимаешь выражение «произведение говорит языком своего материала»? Покажи это на примерах.
  4. Какие средства художественной выразительности использует художник для выражения своих мыслей и чувств в произведениях декоративно-прикладного искусства?
  5. Что было бы, если бы декоративно-прикладное искусство перестало существовать?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru