>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебник по ИЗО для 4 класса

Изобразительное искусство

   

К учителям и родителям

«Каждый народ — художник» — тема последнего года обучения в начальной школе по программе «Изобразительное искусство. 1—4 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского. Учебник этого года логически развивает тему и содержание учебника для 3 класса «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» (2013). От искусства в своём доме, в родном городе или селе, от искусства своего народа к осознанию искусства других народов мира ребёнок переходит через сопереживание, уподобляясь эмоционально (в процессе творчества) миру чувствований людей разных культур.

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Обучение по предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе является базой, фундаментом для всего последующего художественного образования детей. Это касается в первую очередь формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают ребёнку умение учиться, творчески подходить к процессу получения знаний по предмету.

Художественные культуры разных народов рассматриваются в учебнике целостно с нескольких точек зрения: родная природа и гармония с ней, а также с природными материалами традиционного жилища; образы древних городов; образ человека в искусстве; народные праздники.

Художественные культуры представлены не как история искусства, а как пространственно-временные, поэтически целостные миры культуры, в которых выражается мироотношение народа.

Работать ребёнку с текстами учебника учитель может предложить по следующему плану: внимательно прочитай текст; разбей текст на смысловые фрагменты; выдели главную мысль и новые понятия в каждом фрагменте; составь план текста; перескажи текст по своему плану, выделяя новое, значимое для тебя; объясни, как изученный текст помогает и объясняет тебе, как выполнить самостоятельную практическую творческую работу.

УЧЕБНИК включает четыре главы.

Две первые главы — «Истоки родного искусства» и «Древние города нашей земли» — как бы подводят итог уже накопленным в предыдущие годы представлениям о культуре родного края, помогая детям прикоснуться не только мыслью, но и чувствами к истокам сельской и городской культуры России.

Третья глава «Каждый народ — художник» обращает ребят к осознанию многообразия культуры.

Четвёртая глава «Искусство объединяет народы», наоборот, способствует формированию представления о едином для всех народов понимании красоты коренных явлений жизни.

Отбор представленных культур был связан с раскрытием культур народов, живущих в разных природных условиях, что во многом формировало своеобразие и неповторимость искусства. На выборе культур также сказалась устойчивость этнических традиций этих культур в современном мире, их влияние на иные культуры. Учитывался также опыт преподавания данной программы. Однако на практике учитель может избрать искусство любого народа, основываясь на предложенных принципах изучения.

Несомненно, материал учебника превышает возможности его изучения при одном-двух учебных часах в неделю.

Учитель может акцентировать внимание на изучении одних культур (по опыту не более трёх) и лишь коснуться вниманием других. Если учитель обладает большим учебным временем, учебник и рабочая тетрадь дают возможность расширения материала. Сказанное выше, естественно, не относится к родной культуре, которой посвящается значительно больше времени.

Учителю, однако, необходимо понимать, что в один очень ограниченный листажом учебник не могло войти всё разнообразие культур даже народов России, не говоря уже об их богатстве на пространстве Земли. Страна наша многонациональная. Нет неинтересных культур — все они неповторимы и самобытны. Учебник даёт путеводную нить, принцип подхода для расширения тематики. Очень хорошо, если есть возможность собирания в республиках материала по культуре своего народа. Дети в многонациональных регионах должны осознать богатство искусства своего ближайшего окружения — представителей разных народов.

Каждый разворот учебника — это полная содержательная слитность учебного материала. Необходимо обратить внимание на чёткую выстроенность в учебнике связей текста с репродукциями, методическими рисунками и детскими работами, иллюстрирующими задания данной темы.

Текст не просто носит культурологический характер, он призван создать зрительный образ каждой культуры. Необходимо показать, насколько целостен и неповторим мир образов культуры каждого народа, раскрыть, что его оригинальность не искусственно придумана, а прочно связана с природой и опытом жизни народа, его миропониманием.

В учебнике почти каждая тема сопровождается практическими творческими заданиями. Учитель вправе выбирать из них. При этом нужно учитывать, что конструктивные задания методически более подробно даны в рабочей тетради.

Последовательность практических заданий строго выстроена. Через весь учебник проходит тема освоения пропорций. Понимание роли пропорций и ритма в художественном образе является одним из важнейших моментов обучения. Систематически развиваются навыки композиционного мышления. Это важнейшая задача педагога. Развитие живописных навыков, навыков рисунка, конструирования просматривается через систему усложняющихся через весь учебник заданий. Выстроено также обучение изображению человека.

При изучении разного характера природы ребёнок овладевает навыками изображения пространства. Изучая постройки разных народов, он должен обратить внимание на разнообразие материалов, их связь с природой и выразительные возможности. В архитектуре выражаются мировоззренческие представления народа, поэтому ребёнок знакомится не только с бытовыми постройками, но и с храмовыми, в которых ярко выражены космогонические представления народа, идеалы прекрасного.

При изучении человека акцент делается не на подробном изучении костюма (это задача следующего года), а на целостном представлении о самобытности образа человека, данного народа. Именно поэтому не случайно особое внимание уделяется женскому образу — в нём концентрируются народные представления о красоте. Мужской образ — образ труда человека, его социальной роли.

Изучение каждой культуры заканчивается обобщающим занятием на тему народного праздника.

В задачу учебника не входит культурологическое изучение праздников и подробностей их обрядовой стороны. В учебнике в основном рассматриваются сезонные праздники, где связь человека с природой наглядна. Строится понимание того, что праздник несёт в себе синтетические, идеальные представления данного народа о подлинно счастливой жизни, о красоте мира.

Ряд тем учебника специально посвящён городам. Например, целая глава посвящена становлению русского города, своеобразию его красоты. Подчёркивается, что при общности конструкций городов каждый имеет своё особое лицо. Все познаётся в сравнении. Знакомство со спецификой архитектуры городов Азии и Европы раскрывает многообразие красоты города в понимании разных народов.

При изучении тем второй и третьей четвертей («Новгород», «Псков», «Владимир и Суздаль», «Москва», «Страна восходящего солнца», «Народы гор и степей», «Города в пустыне», «Древняя Эллада», «Европейские города Средневековья») можно привлекать учащихся (конечно, если есть такая возможность) к работе с Интернетом. Можно попросить детей найти дополнительный материал (произведения изобразительного искусства, памятники архитектуры), который будет необходим им не только для развития восприятия, но и для выполнения самостоятельных творческих работ.

С учебником можно работать как на уроке, так и дома при подготовке к уроку и при повторении пройденного материала. По учебнику успешно могут заниматься дети с родителями в кругу семьи, так как он содержит творческие задания разной сложности. Задания на восприятие, требующие как расширения насмотренности, так и обсуждения произведения искусства или явления природы, — прекрасный материал для общения в семье. Здесь могут быть и посещение музеев, и прогулки по городу или селу, общение с родной природой, совместное рассматривание репродукций, книг по искусству с позиций пройденной темы.

Учебник содержательно связан с творческой РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс» (автор Л. А. Йеменская). В ней представлен подробный материал для практических творческих работ детей, как индивидуальных, так и коллективных. Родителям это тоже даёт возможность включиться в совместное творчество с ребёнком.

Завершает учебно-методический комплект для 4 класса КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ «Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1—4 классы (авторы Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.; под редакцией Б. М. Неменского).

Учителю необходимо использовать специфику программы года — проводить коллективные работы не только один раз в четверть. Надо учитывать огромный воспитательный эффект таких работ, когда группа «главного художника» готовит фон, а каждый ученик в меру своих сил и умений создаёт деталь для общего панно (фигуру, здание или его часть, предмет быта и т. п.). При правильной организации такой работы не может быть нетворческих, обиженных, расстроенных детей — наоборот, будет общий успех, общая радость, укрепляющая веру в себя, в свои силы.

У многих учителей, работающих по программе, накоплен интересный опыт привлечения к занятиям специалистов со стороны — работников музеев, людей, знающих, любящих историю родного края и далёких стран. Часто на уроках труда или даже дома шьются костюмы разных народов по изучаемой теме.

Учебник «Изобразительное искусство. Каждый народ — художник», создавая определённые «тематические рельсы», даёт учителю почти неограниченные возможности для расширения и углубления художественной культуры своих учеников. Учебник в этом процессе играет незаменимую роль.

Автор

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru