Учебник по ИЗО для 3 класса

Изобразительное искусство

   

К учителям и родителям

Перед вами учебник для 3 класса по программе «Изобразительное искусство. 1 — 4 классы», которая создана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского.

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Обучение по предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе является базой, фундаментом для всего последующего художественного образования детей. Это касается в первую очередь формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают ребёнку умение учиться.

Работая с этим учебником, необходимо иметь в виду содержание программы, которое строится как восхождение ребёнка по ступенькам познания огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом, от темы 2 класса «Искусство и ты» через тему этого учебного года «Искусство вокруг нас» к теме 4 класса «Каждый народ — художник», ребёнок постигает духовное содержание искусства, его образный язык и возможности различных художественных материалов.

Тема каждого года обучения в программе оригинальна. Не повторяются темы четвертей и темы уроков. Каждый урок — новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребёнка. Единство их в каждом уроке обязательно.

Темы уроков представлены в программе и учебнике с учётом одного урока в неделю. Но во многих школах уже начали осознавать огромное значение искусства для развития чувств и мышления ребёнка, поэтому на предмет отводится значительно больше часов. В этом случае возможности учителя, работающего по данной программе, необычайно расширяются. Например, в первой четверти 3 класса изучаются с позиции работы художника предметы, имеющиеся у нас дома. Но семь или восемь уроков не дают возможности посмотреть с этой точки зрения на всё наше окружение — остаются ещё и мебель, и одежда, и люстра, и телефон, и инструменты, и т. д. При двух и более уроках в неделю учитель волен расширять круг познания, важно лишь оставаться в пределах темы четверти — «не выходить», например, на улицу. «Искусство на улицах твоего города» — тема второй четверти. В этом случае тоже объектам нет предела, так же как в третьей четверти «Художник и зрелище» или в четвёртой — «Художник и музей».

Шаг за шагом ребёнок открывает всё разнообразие и богатство проявлений искусств, окружающих нас ежечасно. Обычно это осознаётся не просто. Огромной радостью может быть совместное, ребёнком и родителями, открытие этих истин.

Всё познание в начальной школе строулся, исходя из личности ребенка, как постижение искусства своего народа. Постепенно следует подойти к изучению искусства «всего мира». Но это уже проблема следующего года.

Идея «от родного порога», важнейшая для программы, в этом учебном году является господствующей. Однако учебник, рассчитанный на всю страну, не может учесть каждый «родной порог». Тверской порог не идентичен не только московскому, но и архангельскому или томскому... Поэтому здесь необходима творческая адаптация тем с учётом местных особенностей. Как это сделать? Например, в учебнике и программе есть тема «Ажурные ограды». В Санкт-Петербурге — обилие кованых оград, в Москве их меньше, но что-то осталось. Но есть города и сёла, где нет кованых ажурных оград. В этом случае нужно обратить внимание на другие ажурные украшения — деревянные наличники, украшения крыш домов, дымоходов и т. д. Но если нет и этого, то тему вообще можно заменить, рассмотрев другой фрагмент городской или сельской среды.

В этом году полезно всемерно использовать не только уроки, но и внеклассные формы освоения тем четвертей.

В первой четверти необходимо привлекать опыт семей учеников, ведь тема четверти напрямую связана с их домом. Можно организовать даже выставки-конкурсы интересных с точки зрения работы искусств старинных или современных домашних вещей (с участием родителей). Во второй четверти проведите экскурсии в ближайшее окружение школы, а если в нём нет необходимых объектов, то в другие районы города, соседние сёла или города.

«Родной порог» в области культуры может быть осознан шире своей улицы, села, даже города, то есть как своя родная культурная среда, общность. Это может быть вообще Московия, Новгородчина, Вологодчина, вообще татарская, якутская или какая-то другая среда. Такой поворот темы будет как бы предварять темы первых четвертей следующего года обучения, дети впервые прикоснутся к проблеме «понимание красоты твоим народом».

Также необходимы и походы в театры, цирк, на концерты при изучении материала третьей четверти, которая посвящена деятельности художника в зрелищных искусствах. Увлекательно и полезно было бы проникнуть за кулисы, посмотреть процесс росписи задников сцены, подготовки бутафории или костюмов. И очень значимо для четвёртой четверти года посещение музеев и выставок. Никакая репродукция, слайд не могут заменить общение с подлинником. Во многих городах есть музеи, галереи искусств, выставки. Интересно было бы попасть в мастерскую художника, организовать с ним беседу, увидеть процесс работы в живописи, графике, скульптуре, дизайне, архитектуре. Примеров внеклассных форм общения у учителей, работающих по данной программе, может быть множество.

При изучении программы этого года очень многое в руках творческого учителя — лишь бы он понимал суть задач четверти. В его же руках и выбор художественных материалов для практической работы учащихся. Главное, не вести работу одними и теми же материалами, а постоянно менять их, формируя у детей умение и желание работать с каждым из них.

Программа начальной школы не предполагает деление искусства на виды и жанры, на исторические периоды или стили. Это будет в средней школе. Там дети столкнутся с образным языком и ролью разных видов искусства в обществе. В начальной же школе дети включаются в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности, которые предстают перед ними в виде трёх братьев: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Три формы художественного мышления (изобразительная, декоративная, конструктивная) фактически являются основой творчества во всех видах пластических искусств. Переход от игровой формы их осознания к научной будет происходить постепенно от младших классов к старшим.

Вообще учителю нужно иметь в виду, что основа программы — это постепенность погружения в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. У учителя же часто рождается желание дать побольше знаний и умений в каждом классе, в каждой четверти. Искусство должно постигаться неспешно: оно не только изучается, но и проживается. Это единственный соответствующий искусству способ передачи его опыта. Иначе неминуемо поверхностное знаточество, а оно часто не лучше полной неграмотности.

Никакой уровень грамотности не гарантирует, что человек станет прекрасным поэтом или художником, будет понимать и любить искусство. Искусство нельзя выучить и сдать, как иностранный язык. Любая изучаемая тема должна быть ребёнком прожита. Помочь ему в этом — задача и учителя, и родителей, которые тактично, умно, сопереживая вместе с ним, строят этот процесс сознательно от урока к уроку.

Общеобразовательная школа не может и не должна формировать художника-профессионала. Но она может и должна воспитывать чуткого к искусству, грамотного зрителя, вернее, участника художественной жизни. Привить ребёнку художественную культуру доступно сегодня грамотному и желающему этого педагогу.

Мы надеемся, что учитель, работая с учебником, изучил принцип» и методы программы. Ему тогда гораздо легче вести ребёнка по ступенькам познания. Надеемся также, что, помогая своим детям, родители увлекутся сами и помогут учителю увлечь их ребёнка открытием огромного, интереснейшего мира искусств, которым мы окружены на протяжении всей нашей жизни.

Успеха вам!

Авторы

Top.Mail.Ru
Рейтинг@Mail.ru