Учебник для 9 класса

История России

       

§ 53. Духовная жизнь России

Исторические условия развития культуры. В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха — распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, драматическое противостояние ветвей власти в 1993 г. и изменение стратегического положения России. Культура по-своему реагировала на противоречия времени: обретённую творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и материальную зависимость от спонсоров и меценатов.

Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой — прекратило финансирование творческой деятельности.

С 30-х гг. единственным художественным методом в СССР официально признавался метод социалистического реализма. Реакция наступила уже в конце 80-х гг.: социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм). Однако искусство авангарда обращено к элите, узкому слою знатоков и ценителей. Признание в России и за рубежом получили в 90-е гг. произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе.

Менялись и общественные настроения. Распад великой единой страны, несправедливые итоги приватизации, повседневные экономические проблемы, неуверенность в завтрашнем дне и социальная незащищённость, резкое социальное расслоение, отсутствие общественного идеала и единой для всех цели — всё это для многих людей стало куда более тяжёлым испытанием, чем жизнь в советском обществе.

Важнейшим явлением духовной жизни 90-х гг. стало окончательное стирание границ между российским и мировым культурным пространством, приобщение россиян к новейшим достижениям мировой культуры, современного информационного общества. Однако открытие Запада не ограничилось знакомством лишь с лучшими сторонами его культуры. В страну хлынул поток низкопробных подделок, сыгравших свою роль в падении нравов и росте преступности.

Литература. Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось нелегко. Творчество многих из них было отмечено чертами кризиса. Характерной особенностью стало увлечение публицистическим жанром: он давал возможность критически осмыслить начавшиеся в 90-е гг. общественные преобразования. Таковы сборник статей известного писателя-диссидента В. Максимова «Самоистребление», публицистические статьи А. Солженицына, Л. Бородина, В. Белова, стихи-размышления С. Викулова «Мой народ» и др.

Литература 90-х гг. отразила растерянность, непонимание, ностальгию людей, порождённые распадом единого государства (повесть Ф. Искандера «Пшада» и др.). В ней нашлось место новым «героям» стремительно изменявшегося общества — «новым русским», безработным, беженцам, бездомным (повесть 3. Богуславской «Окнами на юг: эскиз к портрету новых русских»).

Ностальгическая печаль по уходящей жизни, тоска по идеалу патриархальной России звучат в творчестве В. Распутина. Он стал одним из родоначальников постдеревенской прозы. «В одном сибирском городе», «Россия молодая», другие его произведения посвящены городу, интеллигенции.

Плодом многолетней духовной эволюции Л. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994). Писатель говорит о противоречиях прогресса, своём отношении к православию и церкви.

В романе «Прокляты и убиты» писатель-фронтовик В. Астафьев подводит итоги своим раздумьям о героизме и пацифизме, трагедии войны, об одиночестве «маленького человека», о его ожесточении и страданиях.

В. Аксёнов в романе «Новый сладостный стиль» (1998) обращает внимание читателей на своё видение внешнего облика и внутреннего состояния современного человека.

Иные представления, жанры, художественные приёмы отличают литературу, создаваемую новым поколением писателей. В 90-е гг. внимание читателей привлекли имена ранее неизвестных или малоизвестных В. Пелевина, В. Пьецуха, А. Дмитриева, Ю. Буйды, В. Сорокина, Т. Толстой, А. Слаповского, Л. Улицкой и др. Одним из наиболее популярных молодых писателей стал В. Пелевин, создатель романов «Чапаев и пустота» и «Generation П», отмеченных фантастичностью сюжетов и иронично-гроте-скным отношением ко всему советскому.

Свежим взглядом на окружающий мир и необычным сочетанием современной тематики с намеренно традиционным жанром сказания отличалось творчество Ю. Буйды («Люди на Острове», «Дон Домино»). О русском национальном характере и российской истории сатирикоироничным языком писал В. Пьецух («Четвёртый Рим», «Рука»). Три поколения российской интеллигенции XX в. представлены в повести А. Дмитриева «Закрытая книга», в художественном отношении продолжающей традиции русской реалистической литературы.

В духе постмодернизма работал поэт и писатель Д. Пригов («Пятьдесят капелек крови»). Премии им. Аполлона Григорьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта-авангардиста В. Сосноры «Куда пошёл? И где окно?». Лидерами метафорической поэзии 90-х гг. стали А. Ерёменко («Громадный том листали наугад») и И. Жданов («Пророк»).

Кинематограф. В 90-х гг. мировой кинематограф вступил в новый век. Позиции французского и итальянского кинематографа были потеснены малобюджетным авторским кино. Новое направление отказалось от чётких жанровых форм и сюжетных линий. Российскому кинематографу конец XX в. не принёс значимых творческих открытий. С международными тенденциями его роднило лишь засилье криминальной тематики.

Творческое затишье отечественного кинематографа было обусловлено глубоким финансовым кризисом. Резко сократилось производство российских кинолент. Тем более яркими были режиссёрские опыты нового российского кинопоколения: П. Лунгина («Такси-блюз»), А. Балабанова («Про уродов и людей»), А. Хвана («Дрянь хорошая— дрянь плохая»), С. Сельянова («Духов день»).

В 90-е гг. были созданы ленты, вызвавшие большой общественный интерес, — «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова, «Кавказский пленник» С. Бодрова-старшего, «Страна глухих» В. Тодоровского, «Мусульманин» А. Хотиненко и др. Глубокими по содержанию и тонкими по форме были фильмы А. Сокурова «Молох» и «Телец».

В конце 90-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Ежегодно проводился Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи.

Музыка. Тревожным явлением начала 90-х гг. стал отъезд за рубеж крупных деятелей отечественного музыкального искусства. С середины 90-х гг. многие из них, не порывая интенсивных творческих контактов с зарубежными театрами и оркестрами, возглавили ведущие российские творческие коллективы (В. Федосеев, Ю. Темирканов, В. Спиваков и др.). Международную известность и популярность приобрели Российский национальный оркестр, созданный выдающимся пианистом М. Плетнёвым, петербургский Мариинский театр, возглавляемый В. Гергиевым.

Произошло серьёзное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны, осуществивших новые постановки музыкальной классики XX в. Расширился репертуар ведущих российских оркестров. Они познакомили слушателей с произведениями А. Шнитке, С. Губайдуллиной, В. Артёмова, Э. Денисова и других композиторов. Заметными явлениями культурной жизни были концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый такой концерт в России состоялся на Красной площади Москвы в 1992 г.). В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт оркестра мира на Красной площади, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса: около 200 крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки.

Признание и известность получили оперные певцы Д. Хворостовский и О. Бородина, артисты балета У. Лo-паткина, Д. Вишнёва, А. Лиепа, Н. Цискаридзе.

90-е годы XX в. отмечены формированием молодёжной музыкальной культуры. Первые музыкальные коммерческие радиостанции ликвидировали дефицит музыкальной информации. В 90-е гг. в стране произошёл бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали до 10 тыс. участников. В 1999 г. был поставлен мюзикл METRO, ставший заметным событием в музыкальной жизни Москвы.

90-е годы XX в. были переломными для отечественной рок-музыки. Популярный в советское время социальный рок (Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и др.) уступил место песням, драматизм которых отражает чувства, переживания, настроения молодёжи — любовь, одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования. Лидером этого направления молодёжной музыкальной культуры была группа «Мумий Тролль» (И. Лагутенко). Особенно была популярна в молодёжной среде «девочка с гитарой» Земфира. Москва 90-х гг. оказалась городом, открытым для молодых талантов со всей России.

Театр. Много нового произошло в 90-е гг. в российской театральной жизни. Ушли в прошлое характерные для советского театра порядки: необходимость утверждать репертуарные планы и исполнителей, эзопов язык, приучивший и зрителей, и артистов искать скрытый смысл, двойное дно в каждой фразе и реплике. На первое место вышли художественные проблемы: режиссёрские решения, яркость образов, способы их воплощения.

Актёры получили возможность самостоятельно осуществлять театральные постановки. Известные молодые исполнители (А. Соколов, О. Меньшиков, С. Проханов, А. Табаков и др.) выступили в качестве популярных режиссёров. Получили признание публики возникшие во второй половине 80-х гг. театры-студии, камерные театры («Театр Луны», «Табакерка», «Театр-студия на Юго-Западе» и др.).

Режиссёры стали смелее трактовать классические сюжеты. Государственной премией России был отмечен спектакль «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя московского театра «На Покровке». Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжал театр под руководством П. Фоменко.

Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.

Изобразительное искусство. В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Картины социальной проблематики, воспевавшие трудовой энтузиазм рабочих, колхозников, представителей интеллигенции, присущие советской эпохе, уступили место как абстракционистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Была возрождена утраченная в годы революции практика заказной живописи, когда жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов и государства.

Портретное искусство было представлено творчеством как известных мастеров (А. Шилов и др.), так и молодых талантливых художников (Никас Сафронов и др.).

Героями произведений искусства стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (картины и памятники, посвящённые Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, белым генералам).

Получило развитие монументальное искусство. Наиболее яркий его представитель — президент Российской академии художеств 3. Церетели (памятник Петру I, Мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве и др.).

Открылись художественные галереи, основой которых стали коллекции живописи, переданные крупнейшими мастерами в дар Москве и другим городам страны. Впервые за многие годы основаны частные художественные галереи (галерея М. Гельмана и др.).

Возрождены традиции российского меценатства. На Родину вернулись художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.

Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

Второе рождение переживало русское иконописное искусство. Росписи восстановленных в 90-х гг. храмов выполнены лучшими мастерами страны.

Средства массовой информации. Радикальные перемены произошли в средствах массовой информации. Исчез партийный контроль над их деятельностью. Появились сотни новых газет и журналов. Десятки цветных журналов, рассчитанных на самые разные интересы, стали одной из ярких примет нового времени.

Отечественные радиостанции, вещавшие до 90-х гг. лишь в УКВ-диапазоне, вышли на международные FM-диапазоны. Россияне получили возможность быть в курсе последних мировых музыкальных новостей, отечественное радио вышло на мировые радиопросторы. Появились первые коммерческие радиостанции. Были открыты первые частные телеканалы (REN-TV, НТВ и др.). Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения. Было создано Общественное российское телевидение, учредителем которого выступило не только государство, но и частные лица, коммерческие структуры. Большое значение стала иметь деятельность телеканала «Культура», знакомящего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Реалии XXI века — века информационного общества — воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации. Глобальной сетью — Интернетом в конце 90-х гг. пользовались около 4 млн человек, а в 2007 г. — уже около 30 млн человек. Появились интернет-кафе, позволившие оценить возможности Интернета тем, кто не имеет средств приобрести персональный компьютер.

Российский спорт. Проблемы, с которыми столкнулась Россия в 90-х гг., отразились и на состоянии спорта. Больше всего пострадала его материальная база. С уменьшением финансирования до 85 % спортивных сооружений прекратили своё существование. Материальная база для массового спорта фактически перестала существовать. Это не могло не отразиться как на спортивных достижениях страны, так и на подготовке олимпийского резерва, развитии массового спорта. Количество олимпийских медалей становилось с каждым разом всё меньше. Однако и в этих условиях российские спортсмены одерживали блистательные победы. Страна гордилась достижениями трёхкратных олимпийских чемпионов борца А. Карелина и лыжницы Л. Лазутиной, четырёхкратных олимпийских чемпионов пловца А. Попова и гимнаста А. Немова, выдающихся теннисистов М. Сафина, Е. Кафельникова и А. Курниковой, хоккеистов В. Фетисова, П. Буре и А. Ларионова, фигуристов А. Ягудина и Е. Плющенко, вошедших в историю отечественного и мирового спорта. Тем не менее становилось очевидным, что без повседневного внимания и государственной поддержки мастеров спорта, без развития массовой физкультуры и спорта Россия может в короткий срок утратить былые позиции в мировом спорте.

Традиционные религии в современной России. Кризис коммунистической идеологии на рубеже 80—90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. К середине 90-х гг., по данным социологических опросов, до 34 % взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35 % колебались между верой и неверием.

Началось возрождение традиционных для России религий — православия, ислама, буддизма, иудаизма. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве всего за 5 лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о победе в Отечественной войне 1812 г. Он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом пользовалась религиозная литература. Возобновились массовые паломничества православных христиан и иудеев в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Приобщение миллионов людей к религиозным ценностям происходило непросто. Свобода совести, закреплённая Конституцией, гарантировала гражданам страны право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Но религиозная неграмотность вчерашних атеистов открыла двери для проникновения в Россию опасных для психики и здоровья сект и течений. Их нередко называют тоталитарными за использование запрещённых приёмов воздействия на людей, калечащих приверженцев таких сект морально и физически.

Развитие отечественной культуры в 90-е гг. было противоречивым. Плодотворные перемены сочетались с трудностями и проблемами. Главный результат 90-х гг. — создание условий для возрождения духовности России, обогащения тех вечных ценностей, которые выработали поколения россиян.

Запоминаем новые слова

Концептуализм — течение авангардного искусства 60— 90-х гг. XX в., поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству «художественных идей» при помощи безличных графиков, диаграмм, схем и т. п.

Ностальгия — тоска по родине, родному дому; тоска по минувшему, утраченному.

Постмодернизм — культурное явление 70—90-х гг. XX в., для которого характерны ориентация на массы и элиту общества одновременно; обращение к забытым художественным традициям; стилевой плюрализм; обращение к гротеску, иронии, аллюзии.

Публицистика — вид литературы, связанный с обсуждением насущных социальных вопросов с целью воздействия на общественное мнение.

Проверяем свои знания

  1. Какие факторы повлияли на развитие культуры в 1990-е гг.?
  2. Какие особенности в развитии музыкальной культуры 1990-х гг. вы можете выделить? Какие из них вы считаете наиболее важными?
  3. Какие процессы в развитии отечественной литературы 1990-х гг. вы считаете наиболее важными? Почему?
  4. Какие тенденции проявились в развитии живописи России в 1990-е гг.?
  5. Что принципиально нового появилось в 1990-е гг. в развитии средств массовой информации? Как повлияли эти новшества на общественную жизнь?

Учимся быть историками

  1. Французский философ-просветитель Ш. Монтескье утверждал, что секрет урожайности «не в плодородии почвы, а в свободе хлебопашца». Он имел в виду в том числе и духовную свободу. Обсудите в классе вопрос о том, как духовное состояние общества, людей влияет на экономическое, социальное, политическое его развитие. Что в духовной жизни в 1990-е гг. мешало возрождению нашей страны?
  2. Проанализируйте одно из произведений литературы или искусства, созданное в 1990-е гг. Чем оно интересно лично вам?
  3. Расспросите родителей, других родственников, старших знакомых об их жизни в 1990-е гг. Где и кем они работали, как проводили свободное время, какие книги и журналы читали, какие фильмы смотрели? Оформите ответы в виде интервью.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru