Учебник для 9 класса

История России

       

§ 45. Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг. XX в.

Концепция «развитого социализма». Смена курса в октябре 1964 г. повлекла за собой идеологические перемены. Поначалу отход от демократических начинаний Хрущёва объяснялся необходимостью борьбы с его «субъективизмом и волюнтаризмом».

Весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса. Им стали концепция «развитого социализма» и теория непрерывного обострения идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем по мере продвижения к коммунизму.

В выступлении Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967 г. впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества», оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма». Она опиралась на реальный факт создания в СССР основ индустриального общества. Концепция включала в себя положения о полной, хотя и относительной однородности советского общества; об окончательном решении национального вопроса; отсутствии внутри общества каких-либо реальных противоречий. Соответственно предполагалось и бесконфликтное его развитие. У руководства КПСС эти взгляды стали основой благодушного восприятия действительности. Перспективу построения коммунизма в СССР переводили из конкретно-исторической плоскости (к 1980 г., как требовала программа КПСС) в теоретическую, отодвигая её реализацию на долгие времена.

Чем сложнее становилась ситуация в экономике и обществе, тем громче звучали рапорты о трудовых успехах и достижениях. Неудивительно, что позже концепция «развитого социализма» была названа идеологией застоя.

Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, который «обосновывал» в 30-е гг. необходимость массовых репрессий. Обновлённый его вариант должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с подрывным влиянием Запада, оправдать запреты и ограничения в духовной жизни.

Из речи Л. И. Брежнева

Нам необходимо всегда и повсюду... хранить нерушимую верность принципам марксизма-ленинизма, проявлять чёткий классовый, партийный подход ко всем общественным явлениям, давать решительный отпор империализму на идейном фронте, не делая никаких уступок буржуазной идеологии.

Выделите основные особенности идеологии брежневского периода.

Обе идеологические новации были отражены и в Конституции 1977 г.

Однако жизнь людей всё меньше походила на жизнь при «развитом социализме». Введение в регионах карточного распределения продуктов, снижение жизненного уровня потребовали «уточнений» в идеологии. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.

Противоречия в развитии художественной культуры. Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной ещё при Хрущёве. Это означало отказ от двух крайностей — очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности — с другой. Данная позиция прозвучала и в отчётном докладе XXIII съезду КПСС (1966). Однако в выступлениях руководите-А. и. Солженицын лей региональных партийных организаций выдвигались требования «давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории» (под ними понимались критики сталинизма). Обвинив руководство партии в «недостаточной партийной требовательности к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино», они призвали не печатать тех произведений, которые «искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм и упадничество». В качестве примера была названа повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. В работах, посвящённых этим проблемам, все конфликты благополучно разрешались после вмешательства партийных работников, а недостатки списывались на издержки воспитания.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика (первенство отдавалось историко-революционным, военно-патриотическим и производственным проблемам), но и исполнители тех или иных ролей. Такой подход очень скоро привёл к застою и в художественной культуре.

Со второй половины 60-х гг. усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Всё чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

На проводившихся совещаниях идеологических работников вновь зазвучали обвинения в «мелкотемье», «натуралистическом бытописании мелких страстишек», «сенсационности», «псевдоноваторстве», «подражательстве буржуазному искусству» и т. п.

«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Это порой объяснялось даже не содержанием самих работ, а политической позицией их создателей, которые негативно высказывались о тех или иных действиях советского руководства.

Деятели культуры, которые не принимали правила игры и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего выезжали из СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. В 70-х — начале 80-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксёнов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссёр А. Тарковский, театральный режиссёр Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др.

Объективно противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), показывавшие последствия сплошной коллективизации для российской деревни. О проблемах нравственности писали Б. Васильев, Ю. Трифонов, Ю. Бондарев.

Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигенции предлагали режиссёры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и др.

Специфической чертой культуры 60—70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Записи не поддававшихся контролю песен и сатирических выступлений получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий и др. Всегда с аншлагом проходили концерты А. Райкина, сатирически бичевавшего пороки общества.

Всё это свидетельствовало о противоборстве двух направлений в отечественной культуре — официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

Советский спорт. Созданная в предыдущие годы мощная материально-техническая база спорта позволила советским спортсменам достичь новых мировых успехов. На Мюнхенской олимпиаде (1972) борец вольного стиля А. Медведь в третий раз стал олимпийским чемпионом, а сборная по баскетболу одержала победу над признанными мастерами — сборной США. Легендарной стала победа советской сборной в первой хоккейной суперсерии со сборной Канады, вписавшая в историю советского спорта имена тренеров В. Боброва, А. Тарасова, вратаря В. Третьяка, хоккеистов В. Харламова, А. Мальцева, Б. Михайлова, А. Рагулина, А. Якушева, В. Старшинова, других выдающихся мастеров. Популяризации фигурного катания способствовало мастерство первых советских чемпионов мира в парном катании Л. Белоусовой и О. Протопопова, многократных чемпионов мира и Олимпийских игр И. Родниной и А. Зайцева, Л. Пахомовой и А. Горшкова. Советская шахматная школа дала в те годы чемпионов мира по шахматам Т. Петросяна, Б. Спасского, А. Карпова, Г. Каспарова.

Признанием вклада советских спортсменов в мировой спорт стало решение МОК о проведении Олимпиады 1980 г. в Москве. Несмотря на решение США и ряда других стран бойкотировать московскую Олимпиаду из-за ввода советских войск в Афганистан, она прошла на самом высоком уровне и принесла немало побед нашим соотечественникам. Три золотые медали на ней завоевал выдающийся пловец В. Сальников, признанный одним из трёх лучших пловцов XX в. К середине 1980-х гг. в стране действовало более 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов, 1200 плавательных бассейнов. Всё это создавало условия не только для подготовки значительного числа спортсменов, но и для массового спортивного движения.

Ростки «антисистемы». Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже к середине 60-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения.

В 1965 г. за публикацию своих произведений за границей были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С. Ковалёв, Л. Плющ, П. Якир и др.). Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. (В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.) В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. В 1969 г. был раскрыт и разгромлен созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества.

В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3-го ранга В. Саблин арестовал командира и повёл корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нём говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь...» Поднятые в воздух военные самолёты остановили «Сторожевой». Саблин был отдан под трибунал и расстрелян.

Всё это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом.

Проверяем свои знания

  1. На каких примерах вы можете доказать усиление идеологического давления в литературе и искусстве в середине 1960-х — начале 1980-х гг.?
  2. Какие новые формы воздействия властей на творческую интеллигенцию появились в те годы?
  3. Чем можно объяснить рост недовольства различных слоёв населения в середине 1960-х — начале 1980-х гг.?
  4. Расскажите о диссидентском движении. В чём вы видите его значение?

Учимся быть историками

  1. В I960—1970-е гг. среди деятелей советской культуры наметилось разделение на две группы, которые иногда условно называли «почвенниками» и «западниками». Соберите материалы об этом разделении, о представителях этих групп, об их произведениях, основных идеях. Подготовьте сообщение с презентацией по данной теме.
  2. Изучите материалы об Олимпийских играх и чемпионатах мира 1960—1980-х гг. Составьте таблицы и диаграммы, отражающие достижения советских спортсменов. В каких видах спорта советские спортсмены были наиболее успешны, в каких — наименее? Попробуйте объяснить полученные данные.
  3. Поинтересуйтесь у своих родителей, дедушек и бабушек, учителей, взрослых о любимых композиторах, певцах, артистах, режиссёрах их молодости. Разработайте анкету с вопросами. Результаты обсудите в классе. Что вы знаете о самых популярных деятелях культуры тех лет?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru