Богатство Халифата, расцвет сельского хозяйства, ремёсел и торговли создавали новые возможности для повседневной жизни людей, по крайней мере богатых и знатных. Сведя воедино и развив многие традиции античного, византийского, персидского быта, арабы сумели красиво организовать свой быт и досуг.
В Халифате процветало производство предметов роскоши: тончайших тканей, керамики, стеклянных ваз и кубков. В искусстве украшать дворцы и разводить сады арабы не знали себе равных. Они любили и умели развлекаться: охотились и пировали, играли в шахматы и слушали музыку. К примеру, знакомые нам слова «лютня» и «гитара», равно как и сами инструменты, арабского происхождения. Большую роль в жизни арабов играли книги.
Водоподъёмное устройство. Миниатюра XIV в.
В VIII веке арабы переняли у китайцев секрет изготовления бумаги. Книги стали дешевле и доступнее. При дворах эмиров и халифов создавались огромные библиотеки. Так, библиотека кордовского халифа в X веке насчитывала более 400 тысяч томов — по тем временам фантастическая цифра!
Два путешественника разговаривают с прохожим. Миниатюра XIII в.
Мусульмане унаследовали римскую привычку мыться в банях. В больших городах насчитывались сотни бань. Баня была своеобразным клубом, где можно было не только вымыться, но и отдохнуть, побеседовать с друзьями. Позже, в эпоху Крестовых походов, привычку ходить в баню переняли у арабов жители Западной Европы.
Арабское застолье отличалось изысканностью. Сформировались утончённые манеры поведения за столом, и отступление от них воспринималось с раздражением. Существовали определённые правила перемены блюд, мытья рук, пользования зубочистками.
Интерьер мечети в Кордове. Мечеть строилась с VIII по Хв.
Быт и культура повседневной жизни были важнейшими сторонами мусульманской цивилизации и оказали глубокое влияние на средневековую Западную Европу.
Арабский автор VIII века Абу-Юсуф о мудрости, проявленной халифом Омаром в Иерусалиме
Омару открыли ворота города, и он вошёл и воссел во дворе церкви Воскресения. Когда настало время молиться, он сказал патриарху Софронию: «Я хочу помолиться». Тот ответил: «Повелитель верующих, помолись на том месте, где находишься». Омар ответил: «Здесь я не буду молиться». Тогда патриарх привёл его в церковь Константина и положил ему коврик в середине церкви. Омар сказал: «Нет, и здесь я не буду молиться». И вышел Омар на лестницу, и помолился один на лестнице. И затем сказал Софронию: «О, патриарх, ты знаешь, почему я не помолился внутри этой церкви?» Тот ответил: «Не знаю, о, повелитель верующих!» Тогда Омар сказал: «Если бы я помолился внутри этой церкви, то эта церковь пропала бы для тебя, ушла бы из твоих рук, и мусульмане после меня отняли бы её у тебя, говоря при этом: „Здесь помолился Омар"».
Подумайте, почему Омар так поступил. Какое впечатление на христиан должен был произвести его поступок? Почему арабский историк VIII века счёл достойным упомянуть этот случай в своей книге?
В чём причины успехов завоевательных походов арабов?
Найдите на карте территории, вошедшие в Халифат к 750 году. Какие государства существовали здесь в древности?
Против каких государств выступили арабы? Чем закончилось это столкновение для каждой из сторон?
Почему Халифат оказался непрочным? Проследите его распад по карте.
Объясните устройство мечети.
Каков вклад арабов в развитие мировой науки?
Какую роль сыграл арабский язык на мусульманском Востоке? Какие языки сыграли сходную роль в христианской Европе? Обсудите этот вопрос в классе.
От имени средневекового европейского путешественника опишите свои впечатления от арабского Востока. Что могло показаться ему необычным в образе жизни арабов, их быте и нравах? Привлеките ресурсы Интернета.