История Средних веков

Учебник для 6 класса

       

§ 7.5. Польша

В Польше ядром формирующегося государства стало объединение племён полян в районе города Гнёзно. Храм Святого Здесь возникло княжество, подчинившее в IX—X веках земли по рекам Висла и Одер.

В 966 году князь Мешко I принял христианство в его римском варианте. В 1000 году в Польше появилось своё архиепископство с центром в тогдашней столице Польши — Гнезно. Теперь польская церковь стала полностью независимой от немецкой и напрямую подчинялась Риму.

Сын Мешко I Болеслав I Храбрый объединил все польские земли и в 1025 году принял королевский титул.

Германские императоры с большим почтением относились к огромной Польской державе. Однако после смерти Болеслава его наследники утратили многие завоёванные земли, а в XII веке, как и соседняя Чехия, Польша вступает в период политической раздробленности.

Таким образом, с VII по X век в Центральной Европе и на Балканском полуострове возникло несколько сильных славянских государств, правители которых, а вслед за ними и их подданные приняли христианство либо в западном, либо в восточном варианте. Принятие христианства сыграло огромную роль в истории славянских стран, включив их в семью христианских народов Европы, укрепив княжескую власть, заложив основы последующего развития культуры. Христианство принималось в условиях острого соперничества между Римом и Константинополем: это был выбор и политической ориентации, и письменности, и культурных традиций. В Чехии, Польше, Моравии, Хорватии возобладали католицизм и латинская письменность, в Болгарии, Сербии и на Руси — православие и кириллица. В первом случае славянские страны оказались включёнными в тесные связи со Священной Римской империей, во втором — с Византией.

Польский хронист XII века Галл Аноним о посещении германским императором Отгоном III князя Болеслава в Польше

    Увидев его славу, мощь и богатство, римский император воскликнул с восхищением: «Клянусь короной моей Империи, всё, что я вижу, превосходит то, что я слышал». По совету своих магнатов в присутствии всех он прибавил: «Не подобает называть столь великого мужа князем или графом, как одного из сановников, но должно возвести его на королевский трон и со славой увенчать короной». И, сняв со своей головы императорскую корону, он возложил её в знак дружбы на голову Болеслава и преподнёс ему в качестве священного дара гвоздь с креста Господня и пику св. Маврикия, за что Болеслав, со своей стороны, подарил ему руку [из мощей] св. Адальберта. И с этого дня они настолько прониклись уважением друг к другу, что император провозгласил его своим братом, соправителем Империи, назвал его другом и союзником римского народа. Мало того, Оттон уступил ему и его потомкам все права Империи в отношении церковных почётных должностей в самой Польше или в других, уже завоёванных им варварских странах, а также в тех, которые ещё предстояло завоевать.

  • Подумайте, кому описанная церемония коронации была более выгодна — Отгону или Болеславу. Какое значение во встрече двух государей сыграл обмен христианскими реликвиями?

  1. Дайте характеристику территории расселения западных, восточных, южных славян.
  2. Какое значение имела деятельность Кирилла и Мефодия для развития славянской культуры?
  3. Найдите на карте первые славянские государства, их границы и города.
  4. Выделите основные этапы истории Болгарского царства.
  5. Как повлияло на развитие Болгарии близкое соседство с Византией?
  6. Что было общего в развитии Чехии и Польши? Ответ оформите в виде таблицы. Линии сравнения: первоначальное ядро государства, время складывания государства, титул правителя и его изменение, религия, отношения со Священной Римской империей.
  7. Как можно оценить перевод Евангелия на славянский язык? Согласны ли вы с утверждением, что это имело большое значение и для распространения христианства, и для развития культуры? Свои выводы обоснуйте.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru