>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 11 класса История России§ 52. Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г.
1. «Шоковая терапия»Россия унаследовала от СССР статус великой ядерной державы, членство в Совете Безопасности ООН, около 60% экономического и научно-технического потенциала, большую часть территории, богатой природными ресурсами. И одновременно серьёзные проблемы — долги бывшего СССР (примерно 70 млрд долларов), изношенность основных фондов промышленности (около 70%).
Экономика страны в начале 1990-х гг. находилась в сложном положении. Возрастала нехватка товаров первой необходимости, в том числе продовольствия. Предприятия тяжёлой промышленности и оборонной сферы остались без государственных заказов, что угрожало вызвать быстрый рост безработицы. После роспуска СЭВ и распада СССР внешние экономические связи страны пришли в полное расстройство. В 1992 г. президент Б.Н. Ельцин сформировал правительство, в котором ключевые посты заняли молодые сторонники реформ — и.о. премьер-министра Е.Т. Гайдар, вице-премьеры А.Н. Шохин и А.Б. Чубайс. Они взяли курс на оздоровление экономики за счёт её ускоренного перевода на рельсы рыночного хозяйства. Предложенный ими путь вывода страны из кризиса стали называть шоковой терапией. Реформы начались с либерализации цен, то есть отказа от их государственного регулирования на большую часть товаров. Снимались все ограничения на частнопредпринимательскую деятельность, в том числе в сфере торговли. Осуществлялась приватизация — переход государственной собственности в руки трудовых коллективов и частных лиц. С 1 октября 1992 г. граждане страны получали приватизационные чеки — ваучеры. Они давали право на приобретение акций предприятий. К 2001 г. было приватизировано около половины всех предприятий, существовавших в России в 1991 г. Кроме того, создавались новые частные предприятия, в итоге к концу 2002 г. более 75% всех предприятий были негосударственными. Предполагалось, что приватизация государственных предприятий приведёт к формированию многочисленного слоя собственников, заинтересованных в процветании экономики, а свободная конкуренция, в том числе и с зарубежными товаропроизводителями, создаст стимулы для ускоренной модернизации. Началась приватизация жилья. Граждане России получили право перевести занимаемые ими квартиры в личную собственность, которой можно было распоряжаться по своему усмотрению. В стране возник рынок жилья. Реформы во многом оказались спасительными для экономики, открыли новые возможности её развития. Удалось сбалансировать спрос и потребление. Постепенно в магазинах стали появляться товары не только первой необходимости, но и те, которые раньше были доступны лишь правящей элите. Угроза голода, возникшая во многих районах страны, была устранена. Значительную роль в этом сыграл импорт продуктов питания, оплаченный за счёт кредитов Международного валютного фонда (МВФ). Уменьшались вложения в ВПК, содержание которого в полном объёме стало непосильным бременем для экономики. Многие заводы и фабрики закрывались, начала расти безработица. Трудящиеся, потеряв работу, занялись торговой и посреднической деятельностью, предпринимательством, чтобы обеспечить себе средства к существованию и определённый достаток. Для людей, обладавших соответствующими навыками и энергией, открылись новые сферы самореализации. Возросла степень открытости общества. Граждане России, более чем когда-либо, получили доступ к достижениям культуры зарубежных стран, приобретению импортных товаров, туризму. Тем не менее многие экономисты указывали на просчёты в проведении реформ. Либерализация цен при сохранении товарного дефицита способствовала их быстрому росту (в 1992 г. — в 36 раз, на отдельные виды товаров — в 100 и более раз). Это не компенсировалось существенным увеличением зарплат и социальных выплат. Значительная часть населения была ввергнута в нищету. Уровень жизни населения упал, доходы большинства граждан сократились примерно на две трети. Правительство не имело чёткой концепции взаимоотношений со странами СНГ. Между тем рубль обслуживал экономику не только России, но и ставших суверенными бывших союзных республик. В результате был утрачен контроль над эмиссией (печатанием) денег. Частные предприниматели переводили свои средства в более стабильные зарубежные валюты (прежде всего в доллары США) и размещали их за рубежом. Началась утечка капиталов из России. Только летом 1993 г. Россия ввела собственную валюту, что позволило уменьшить темпы инфляции. Из-под государственного контроля вышли внешнеторговые операции, поскольку ещё не сложились таможенные границы со странами СНГ. Через их территорию за рубеж бесконтрольно вывозились дефицитные материалы, сырьё, технологии. Предпринимательская деятельность сконцентрировалась в наиболее прибыльных сферах — торговле и посредничестве. Это ускоряло рост цен, но не стимулировало рост производства, которое продолжало сокращаться. Особенно пострадали наукоёмкие отрасли. Становление правовой основы предпринимательской деятельности отставало от её развития. Стирались грани между законным и незаконным. Предприниматели зачастую оказывались жертвами как произвола чиновников, так и поборов со стороны преступного мира. Порой они сами прибегали к криминальным методам обогащения и борьбы с конкурентами. Мало получили граждане России и от ваучерной приватизации. В условиях инфляции ваучеры быстро обесценились. Большинство россиян продали их задёшево либо вложили в инвестиционные фонды, вскоре прекратившие своё существование. Контрольные пакеты акций скупались администрацией предприятий и теневиками. Нараставшее в стране недовольство ходом реформ побудило президента Б.Н. Ельцина назначить главой правительства в конце 1992 г. B.C. Черномырдина, который сразу же заявил о необходимости придать реформам более чёткую социальную направленность. Весной — летом 1992 г. в Москве и других городах прошли массовые манифестации и митинги протеста против политики правительства. По стране прокатилась волна забастовок. Сложилась оппозиция курсу реформ. Она была далеко не однородной. В её рядах выделялись сторонники установления режима «твёрдой руки», приверженцы возрождения социалистического строя и восстановления СССР, монархисты и др. Несмотря на разногласия, всех их сближало резко отрицательное отношение к идеям и итогам перестройки, проводившимся реформам. Таким образом, к середине 1992 г. в Российской Федерации углубилась поляризация политических сил. 2. Политический кризис 1993 г.Центром оппозиции курсу реформ стал Верховный Совет во главе с его председателем Р.И. Хазбулатовым и вице-президентом А.В. Руцким. Депутаты бойкотировали предлагаемые им на утверждение законы, пытались ограничить власть президента и правительства. В 1993 г. была официально восстановлена Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), её лидером стал Г.А. Зюганов. КПРФ выступала за многоукладную экономику, повышение в ней роли государства, осуждала радикальные экономические реформы и массовую приватизацию, требовала от правительства проведения активной социальной политики. По численности она намного превзошла формирующиеся партии либерально-демократической ориентации. Ответным шагом Б.Н. Ельцина стало обращение к гражданам России с предложением провести 25 апреля 1993 г. референдум о доверии президенту, Верховному Совету и о лишении Верховного Совета полномочий принимать новые законы. Оппозиция предприняла попытку импичмента президента (отстранение от должности), но внесённое ею предложение не получило требуемой поддержки. На состоявшемся в этих условиях референдуме большинство проголосовавших высказались за доверие президенту. В стране возник конституционный кризис. Было очевидно, что противостояние президента и народных депутатов в условиях незавершённости реформ угрожает полной экономической и социальной катастрофой. По указанию Б.Н. Ельцина была ускорена разработка проекта новой Конституции. К её написанию привлекли общественность, лидеров политических партий и движений. В проекте новой Конституции полномочия президента значительно расширялись. Это вызвало недовольство большинства Верховного Совета. 21 сентября 1993 г. президент издал указ о роспуске Верховного Совета, проведении в декабре 1993 г. выборов в новый парламент и одновременно референдума по принятию новой Конституции страны. Верховный Совет расценил этот указ как попытку государственного переворота. Он принял постановление о прекращении полномочий Б.Н. Ельцина и возложении обязанностей президента на А.В. Руцкого. Начался двухнедельный период противоборства президента и Верховного Совета. 2-3 октября 1993 г. оно приняло вооружённый характер. Отряды сторонников А.В. Руцкого захватили мэрию и попытались взять телерадиоцентр в Останкине. В ответ президент ввёл в столице военное положение. 4 октября 1993 г. после обстрела из танковых орудий Белый дом был захвачен, а руководители его обороны арестованы (в 1994 г. их амнистировали). По официальным данным, число жертв составило 145 человек.
Рис. У Белого дома 4 октября 1993 г. Последующими указами президента была прекращена деятельность Советов всех уровней (областных, районных, городских, поселковых и сельских). Власть передавалась главам местных администраций. Советская форма государственного устройства перестала существовать. 3. Новая Конституция России12 декабря 1993 г. состоялся референдум по принятию новой Конституции. 58,4% участвовавших в нём одобрили её. В Конституцию были включены положения о базовых правах человека и гражданина — свобода слова, печати, собраний и др. Утверждался демократический принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную. Полномочия президента значительно расширялись. Он формировал правительство, являлся гарантом соблюдения Конституции, Верховным главнокомандующим; определял основные направления внешней политики, имел право распускать парламент и назначать досрочные выборы, издавать указы по важнейшим проблемам жизни страны. Законодательным органом стал двухпалатный парламент — Федеральное Собрание Российской Федерации. Его верхняя палата — Совет Федерации — представляла субъекты Федерации. В 1990-е гг. в Совет Федерации входили руководители субъектов Федерации и их законодательных собраний. Нижнюю палату Федерального Собрания — Государственную Думу — предстояло избирать гражданам, имеющим право голоса. Предполагалось, что голосование будет проводиться как за кандидатов, выдвинутых политическими партиями, так и по одномандатным округам (им выделялось 50% мест). Это обеспечивало прохождение в Государственную Думу и наиболее популярных, ярких политиков, и фигур, выдвигаемых партиями. 1993 г. был очень сложным в истории нашей страны. Обострение социально-экономических проблем, вызвавших кризис власти, достигло наивысшего накала. Однако обществу удалось избежать гражданской войны и удержаться на пути демократического развития.
4. Итоги парламентских выборов 1993 г.В рамках партийных списков партия «Выбор России» во главе с Е.Т. Гайдаром, выступавшая за продолжение политики радикальных реформ, получила 15% голосов. Партия «Яблоко» (лидер — Г.А. Явлинский), предлагавшая иную стратегию реформ, набрала 8% голосов. Наибольшего успеха (около четверти голосов) добилась Либерально-демократическая партия (ЛДПР) во главе с В.В. Жириновским. Она возникла ещё в марте 1990 г. и выступала за единую Россию, восстановление СССР, сильную центральную власть, рыночную, социально ориентированную экономику. Состав Думы не дал решающего перевеса ни одной из политических сил. Крупную фракцию в ней составила КПРФ. Пестрота и неоднородность состава Думы стали источником трудностей при разработке и утверждении новых законов, которые были необходимы для дальнейшего продолжения реформ. Вопросы для самопроверки
|