>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 11 класса История России§ 51. Интеграция развитых стран и её итоги
Высокая эффективность экономик стран Западной Европы и Северной Америки, их способность решать социальные проблемы объясняется, наряду с другими факторами, бурным развитием интеграционных процессов. В целом после Второй мировой войны внешнеторговый оборот стран Европы рос вдвое быстрее, чем увеличивались темпы экономического роста. В большинстве западноевропейских стран до 50% потребления приходится на продукцию, произведённую вне их границ (включая детали и оборудование).
1. Ступени интеграции в Западной Европе. Западноевропейская интеграция прошла несколько этапов
Реализация положений Римского договора позволила уменьшить конкуренцию между товаропроизводителями стран — участниц интеграции, обратив её на внешние рынки. Производители однотипной продукции имели возможность либо объединить свои капиталы, либо согласиться с установлением квот на объёмы производства. При этом особые усилия были направлены на преодоление конкуренции между фермерами и виноделами Франции, Италии и Германии. Наряду с квотами, ограничивающими производство, за счёт общего бюджета ЕЭС были установлены высокие закупочные цены на аграрную продукцию. Альтернативную модель интеграции пытались создать страны Северной Европы, в 1960 г. учредившие Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Её членами стали Великобритания, Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Португалия. Целью ЕАСТ было постепенное снижение таможенных пошлин только на промышленную продукцию. Создание наднациональных органов и сближение законодательств не предполагались. Эта модель, обеспечивающая более низкий уровень интеграции, чем ЕЭС, оказалась менее жизнеспособной. В 1973 г. Великобритания, Ирландия и Дания вступили в ЕЭС. Страны, оставшиеся в ЕАСТ в 1977 г., подписали соглашение о создании зоны свободной торговли с государствами ЕЭС, в 1991 г. — о едином европейском экономическом пространстве. 2. Противоречия европейской интеграцииСближение стран Европы в рамках ЕЭС принесло им значительные выгоды. Товаропроизводители участвующих в интеграции государств, зная, какое количество продукции они могут выпустить и гарантированно реализовать в рамках установленных для них квот, стремились повысить свою прибыль за счёт ускоренной модернизации производства. Свобода перемещения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы привела к сближению уровней развития и жизни в странах Западной Европы. Общеевропейские программы развития отсталых регионов также выступали фактором ускоренного экономического роста. В то же время решение о присоединении к европейской интеграции было сложным выбором для многих стран. Например, Норвегия в 1972 и в 1994 г., по итогам проведённого в ней референдума, отказалась стать членом «единой Европы». От вступления в неё отказались Швейцария и Финляндия. Швеция, присоединившаяся к объединённой Европе в 1995 г., испытала серьёзные экономические трудности. Дело в том, что под влиянием интеграции постепенно сложилась единая модель экономической политики, общая для всех развитых евроатлантических стран. Государства с отличающимися экономическими системами (более высокий уровень государственного вмешательства в экономику, чем принятый в ЕС, иные параметры социальной политики и т.д.) неизбежно сталкивались с большими трудностями. Так, из Швеции начался отток капитала в страны ЕС с меньшим уровнем налогообложения. Государству пришлось столкнуться с притоком иммигрантов, желающих пользоваться плодами социально ориентированной экономики. Фактически проведение особой социальной и экономической политики в отдельной стране, участвующей в интеграции, становится невозможным. Удачные решения незамедлительно заимствуются партнёрами, неудачные, вызывая отток капиталов, вынужденно пересматриваются. Кроме того, каждый участник интеграции обязан выполнять решения наднациональных органов, что также ограничивает поле социально-экономических экспериментов. Это стало важнейшей причиной сближения позиций по принципиальным вопросам общественного развития основных политических партий всех стран Западной Европы, безотносительно к их идейнополитическим особенностям. 3. Тенденции интеграционных процессов в ЕвропеДальнейшее развитие европейской интеграции шло по двум основным направлениям. Во-первых, за счёт включения новых членов. Для стран, которые по уровню и характеру экономического развития не готовы к полной интеграции, была введена система ассоциированного членства. Она подразумевает льготный режим в торгово-экономических отношениях со странами европейского сообщества, поэтапное продвижение к полноправному членству. Статус ассоциированных членов получили Турция, многие бывшие колонии Франции в Северной Африке, восточноевропейские государства. 14 декабря 2004 г. в ЕЭС вошли десять новых членов — Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. Во-вторых, за счёт дальнейшего углубления интеграции, её распространения на политическую сферу взаимоотношений стран Европы. Был повышен статус Европейского парламента, который со времени создания ЕЭС был лишь форумом общения представителей национальных парламентов входящих в него стран. С 1970 г. проводятся прямые выборы в Европарламент. Затем ЕЭС, согласно вступившему в силу в 1987 г. Единому европейскому акту, преобразовался в Европейский союз (ЕС). Он должен был стать «пространством без внутренних границ», сохранявших лишь символическое значение. В 1993 г. вступили в силу Маастрихтские соглашения, фактически обеспечившие создание единого европейского гражданства. Граждане стран ЕС теперь могут без особых виз неограниченное время проживать в любой из них, участвовать в выборах в местные органы власти. Унификация законодательств позволяет говорить о том, что сложилась единая европейская система правовых норм. Осуществляется проведение согласованной внешней и оборонной политики. В XXI в. Европа вошла с единой валютой — евро (не принята рядом стран, в частности Великобританией, сохранившей свою денежную единицу — фунт стерлингов).
Рис. Европарламент. Страстбург По сути дела, в ЕС на почве экономической интеграции сложилась система отношений, позволяющая рассматривать Евросоюз как единое государственное образование конфедеративного типа. Принятие единой европейской конституции пока не состоялось, против неё в 2005 г. проголосовали большинство избирателей Франции и Голландии. Однако ведущие политики стран ЕС полагают, что это временные трудности, которые будут преодолены. 4. Интеграционные процессы в Северной АмерикеВ Северной Америке в 1988 г. было заключено соглашение о создании зоны свободной торговли между США и Канадой, в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. Новая структура получила название Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Это соглашение отразило уже существовавшую очень высокую степень единства экономик североамериканских стран. Так, в США направлялось свыше 2/3 экспорта Канады и Мексики. У США и Канады существовала система единого членства в профсоюзах. Дешёвая мексиканская рабочая сила до 10-12 млн человек сезонных работников давно уже ежегодно привлекалась к работе американскими фермерами. Договор НАФТА лишь узаконивает эту практику, обеспечивая юридическую защиту рабочим из Мексики на территории США.
Между странами ЕС и НАФТА, помимо военно-политического союза (НАТО) и межпарламентской ассоциации (Североатлантическая ассамблея), общего членства в ОЭСР, ВТО и других международных экономических организациях, уже заключены соглашения о предотвращении «торговых войн» и правилах торговли. Не исключено, что начало XXI в. ознаменуется созданием североатлантической зоны свободной торговли, которая объединит самые высокоразвитые страны мира со сходным типом политической культуры, общим цивилизационным наследием, близкими интересами. Вопросы для самопроверки
|