>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 11 класса История России§ 49. Международные отношения: от разрядки к завершению «Холодной войны»
1. СССР и США: итоги соперничестваПротиворечия между двумя сверхдержавами не раз сопровождались попытками наладить взаимопонимание, диалог, принять правила поведения, исключающие возникновение угрозы глобального ядерного конфликта. Улучшение отношений наметилось в середине 1950-х гг., когда было заключено перемирие в Корее. Тогда же был достигнут компромисс в Юго-Восточной Азии (Женевские соглашения), разделившие Вьетнам на Север и Юг. Удалось добиться нейтралитета Австрии. Несмотря на сложности в развитии взаимоотношений, СССР и США постепенно налаживали ограниченный диалог друг с другом.
Советский Союз, со времени первых пятилеток, стремился преодолеть своё отставание в уровне индустриального развития от передовых стран Запада, обеспечить свою безопасность в военной области. Централизованное управление народным хозяйством, мобилизационные методы использования ресурсов позволили обеспечить решение поставленных задач. Основным показателем уровня развития экономики в СССР считался объём выплавки чугуна и стали, и по ним он в начале 1970-х гг. превзошёл США. Примерно в это же время был достигнут примерный паритет (равенство) стратегических сил. Объём производства ВВП Советского Союза в 1960-1970-е гг. составлял примерно 60% от уровня США. Советский Союз и его союзники утратили важную позицию в экономическом, а затем и идеологическом соперничестве двух систем. Централизованная система управления проиграла социально ориентированной рыночной экономике в способности обеспечить высокий уровень жизни большинству граждан. В то же время степень социальной защищённости граждан в СССР и других странах с централизованной системой управления экономикой была выше, чем в государствах Запада. Отсутствовала безработица, существовало полностью бесплатная система медицинского обслуживания населения, образования. Низкой была оплата коммунальных услуг. Нехватка средств помешала развёртыванию в странах ОВД информационной революции, хотя по уровню развития военных технологий они не уступали государствам НАТО. В СССР неоднократно ставились задачи овладения передовыми достижениями научно-технического прогресса. Однако для массового их внедрения во все отрасли народного хозяйства хронически не хватало возможностей. Это привело к падению темпов прироста производства ВВП в СССР, уменьшению его доли в производстве мирового ВВП. Участие США в гонке вооружений и в многочисленных локальных конфликтах постепенно подтачивало и их глобальные экономические позиции. Однако ослабление Советского Союза происходило быстрее. Это ограничивало возможности его влияния на освободившиеся страны и дружественные государства. 2. Разрядка международной напряжённостиБессмысленность политики жёсткого противостояния на международной арене, порождающая угрозу взаимоуничтожения, стала понятна правящим кругам СССР и США уже после Карибского кризиса и побудила сверхдержавы перейти к политике разрядки. Первым шагом в этом направлении было подписание соглашения о прекращении ядерных испытаний в трёх сферах — воздушной, водной средах и на земле (1963), способных превратить Землю в непригодную для жизни людей планету, заражённую радиацией. Договор о нераспространении ядерного оружия (1968) уменьшил риск его появления в зонах конфликта, снизил вероятность увеличения числа обладающих им стран. В 1970 г. были установлены системы прямой связи между столицами ядерных держав, достигнуты договорённости о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия. Правящие круги СССР и США пришли к выводу о бессмысленности дальнейшего увеличения числа носителей ядерного оружия. Их, как признали военные эксперты каждой из сторон, стало вполне достаточно для «взаимного гарантированного уничтожения». В итоге было достигнуто соглашение об установлении «потолка» на число носителей ядерного оружия (договор ОСВ-1) и отказе сторон от создания общенациональных систем противоракетной обороны (1972). Договор об основах взаимоотношений между СССР и США (1972) зафиксировал признание двумя державами недопустимости возникновения ядерной войны, их обязательство проявлять сдержанность в своих взаимоотношениях. Вошли в практику встречи руководителей СССР и США на высшем уровне. Большие потери Соединённые Штаты понесли в результате войны во Вьетнаме в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Это стало одной из причин их готовности пойти на разрядку. В самих США возникли массовые движения протеста против войны во Вьетнаме. Они охватили как сами Соединённые Штаты, так и европейские государства НАТО. Большое влияние для исключения угрозы мировой ядерной войны имело снижение уровня напряжённости в Европе. Там основные силы двух военных блоков (НАТО и ОВД) непосредственно противостояли друг другу. В 1970 г. был подписан договор, улучшивший отношения между СССР и ФРГ. Западная Германия признала нерушимость границ в Европе. В 1971 г. было подписано компромиссное соглашение СССР, США, Англии и Франции по Западному Берлину. Бывшие союзники согласились с позицией Советского Союза, что этот город не является частью ФРГ. В то же время СССР гарантировал неприкосновенность транспортных связей между Западным Берлином и Западной Германией. Тем самым предотвращалось повторение Берлинского кризиса 1948 г. Затем, в 1972 г., были установлены дипломатические отношения между ФРГ и ГДР, оба германских государства признали законность существования друг друга и стали членами ООН. Западная Германия отказалась от территориальных претензий к Польше и Чехословакии, в частности согласившись в 1973 г. считать Мюнхенский договор 1938 г. недействительным. В 1972 г. в Хельсинки (Финляндия) начались консультации о возможности заключения соглашения европейских стран о понижении напряжённости на континенте, развитии сотрудничества в области экономики, науки, техники, экологии и культуры. После длительного согласования позиций в 1975 г. руководители всех стран Европы (кроме Албании), Канады и США встретились в Хельсинки. Они подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот документ зафиксировал взаимные обязательства стран Европы, США и Канады уважать целостность существующих границ государств, их суверенитет, базовые права человека, принимать меры по укреплению безопасности и взаимного доверия в Европе, углублять взаимовыгодное сотрудничество. Хельсинские соглашения стали высшей точкой разрядки. С их заключением быстрыми темпами стали развиваться торгово-эко-номические связи между странами Восточной и Западной Европы. СССР стал крупнейшим поставщиком нефти и газа в западноевропейские государства, получая от их экспорта значительные доходы. 3. Причины срыва разрядки и обострение противоборства СССР и США в начале 1980-х гг.Разрядка международной напряжённости породила в большинстве стран мира иллюзии относительно возможности прекращения «холодной войны». Однако коренные причины противостояния двух держав не были преодолены. У разрядки было немало противников как в СССР, так и в США.
В 1978 г. в Афганистане в результате переворота к власти пришла группа офицеров и радикально настроенных интеллигентов, которая заявила о своей приверженности идеям социализма. Они обратились к СССР за военной помощью. В декабре 1979 г. советские руководители приняли решение о направлении войск в Афганистан. Негативные последствия предпринятых действий были очень велики. СССР втянулся в кровавую гражданскую войну в Афганистане, в ходе которой погибло более 14 тыс. советских военнослужащих, более 50 тыс. были ранены и вернулись на Родину инвалидами. Эта война легла дополнительным бременем на советскую экономику, стала причиной усиления подспудного брожения в обществе. Конфликт в Афганистане негативно сказался на международном положении Советского Союза. Большинство членов ООН, в том числе неприсоединившиеся страны, осудили действия СССР, сочтя их агрессией. В США была «заморожена» ратификация (утверждение сенатом) Договора ОСВ-2. При этом афганских моджахедов, «борцов за веру», правящие круги США провозгласили борцами за свободу, оказали им помощь деньгами и оружием. Последствия этого шага стали источником крайне острых проблем для самих США в начале XXI в. И советская, и американская правящие элиты были не готовы понять, что в Азии обе сверхдержавы столкнулись с одним и тем же противником — исламским фундаментализмом, равно враждебным и СССР, и США. Дополнительные сложности для СССР создала политика Китая, который в 1979 г. начал военные действия против дружественного Советскому Союзу Вьетнама. Окончательный срыв политики разрядки, переход к которой советское руководство считало своим достижением, Советские войска в Афганистане стал новым ударом по его престижу. Ещё большими были экономические издержки. СССР оказался вынужден расширить помощь дружественным ему режимам, принять новые меры по упрочению своей обороноспособности. Урон авторитету СССР нанесло возникновение в Польше в 1980-1981 гг. массового демократического рабочего движения, представители которого объединились вокруг независимого профсоюза «Солидарность». На сей раз в союзной СССР стране против дружественной КПСС правящей партии выступили не интеллектуалы и студенты, а миллионные массы рабочих. В сложившихся условиях лидеры СССР не решились ввести войска в Польшу. Они ограничились экономической помощью и советами лидерам польских коммунистов о том, как нормализовать положение. В конечном счёте усилиями польской армии в стране было введено военное положение, а лидеры оппозиции подверглись аресту. Возрастающая активность СССР в «третьем мире» вызывала беспокойство во всех странах Запада. Попытки США договориться с СССР о разграничении «сфер влияния» и распространении разрядки на весь мир, были отвергнуты советским руководством. В этих условиях США начали оказывать давление на СССР ограничениями на торговлю, демонстрациями силы. Ещё в 1974 г. в США конгрессом была принята так называемая «поправка Джексона — Вэника». Согласно ей, предоставление Советскому Союзу режима наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. снижение таможенных пошлин) было оговорено предоставлением свободы еврейской эмиграции из страны. Пришедшая к власти в Соединённых Штатах после выборов 1980 г. республиканская администрация Р. Рейгана взяла курс на обострение отношений с СССР. Он стал характеризоваться как «империя зла», тоталитарное государство с неограниченной склонностью к экспансии, с которым невозможны компромиссы. Правящие круги США прервали переговоры по вопросам ограничения вооружений. Были закрыты линии прямой воздушной связи между СССР и США. В европейских странах НАТО началось развёртывание высокоточных ракет «средней дальности», нацеленных на территорию Советского Союза. Значительно расширилась помощь всем группировкам, противостоявшим СССР и его союзникам в Афганистане, Никарагуа, Анголе, и других «горячих точках», а также антикоммунистическим силам в Восточной Европе. США ускорили реализацию военных программ. В 1983 г. Р. Рейган объявил о начале работ по программе «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ). Предполагалось создание системы космических вооружений, призванных обеспечить эффективную защиту от ракетно-ядерного оружия. В 1983 г. обострение отношений достигло своего апогея. Войска США высадились на Гренаде, небольшом островном государстве в Карибском море, где у власти находился союзный Кубе режим. Это стало демонстрацией решимости Вашингтона идти на прямое применение вооружённой силы. 4. Новое политическое мышление и завершение «холодной войны»Жёсткий курс администрации Р. Рейгана поставил лидеров СССР перед дилеммой: идти по пути силовых ответов и наращивания военной мощи либо искать новые подходы к развитию советско-американских отношений. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений, дополнительные сложности для советской экономики. Второй — развития диалога сверхдержав на основе уступок — начался со встреч лидеров СССР и США — М.С. Горбачёва и Р. Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). Они не завершились конкретными договорённостями, но зафиксировали стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.
Рис. М.С. Горбачёв и Р. Рейган на Красной площади в Москве Развитие и реализация новых подходов связана с деятельностью последнего Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва и предложенной им в 1987-1988 гг. концепцией «нового политического мышления», позволившей завершить «холодную войну». Эта концепция основывалась на идеях антивоенного движения стран Запада, социал-демократии и ведущих учёных мира. Согласно ей возможная ядерная война стала бы катастрофой для всего человечества. Поэтому угроза применения ядерного оружия, равно как и обладание им, потеряло значение средства достижения каких-либо политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения программы сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г. Новое политическое мышление предлагало отказ от логики и идеологии противостояния, поиск баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм, в том числе и относящихся к соблюдению гражданских прав и свобод. Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращение «холодной войны». Первоначально идеи М.С. Горбачёва были восприняты в странах Запада как тактический ход, призванный дать СССР и его союзникам пропагандистские преимущества, выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако шаги советской дипломатии вскоре убедили правящие круги стран НАТО, что речь идёт о реальных переменах в советской политике. В 1987 г. СССР согласился ликвидировать ракеты средней дальности не только в Европе, но и в Азии в обмен на отказ США от размещения ракет такого же класса в Европе. В 1988 г. было объявлено о крупных односторонних сокращениях советских вооружённых сил. В 1990 г. страны Варшавского договора и НАТО подписали Соглашение о сокращении обычных вооружений и вооружённых сил в Европе. СССР пошёл на значительные односторонние уступки, приняв идею контроля за выполнением соглашения на своей территории, что ранее им отвергалось. В 1991 г. был подписал Договор СССР и США о сокращении стратегических вооружений. Ещё более значительные перемены произошли в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана, обязался на деле уважать свободу социального и политического выбора народов. Это сняло преграды на пути демократических революций в странах Восточной Европы, в том числе и в ГДР. В вопросе объединения Германии, что отвечало стремлениям подавляющего числа немцев, СССР также отказался от каких-либо предварительных условий и вывел свои войска с территории бывшей ГДР.
В целом ситуация в мире 1990-1991 гг. свидетельствовала о завершении «холодной войны». Весной 1991 г. были распущены Организация Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи. С распадом СССР в 1991 г., прекращением существования этого «полюса» мировой силы, стало очевидно, что происходит смена модели миропорядка. Вопросы для самопроверки
Самостоятельная работаПри помощи текста учебника и дополнительных материалов, по-2* добранных самостоятельно, сформулируйте:
|